Несмотря на то, что Народный Рух Украины входит в блок политических партий «Наша Украина», члены этой партийной группы ведут себя обособленно. Одно время ходили слухи о том, что из-за жесткой позиции Руха по принципиальным вопросам в блоке «Нашей Украины» вроде бы даже наметился раскол.
Так или иначе, ряды НРУ пополняются: недавно в его состав влилась УНП. О политических объединениях и их перспективах, о сотрудничестве с другими оранжевыми силами корреспондент «Известий в Украине» говорила в эксклюзивном интервью с народным депутатом, представляющим Народный Рух Украины в парламенте, Вячеславом Ковалем.
На минувшей неделе Украинская народная партия слилась с Народным Рухом Украины. Что послужило причиной?
ответ: Причина одна, и мне кажется, понятна: с приходом к власти авторитарного режима правительства Януковича, который будет действовать за гранью закона, Украина оказалась в большой опасности. В связи с этим нам нужно объединяться, находить взаимопонимание, в первую очередь, в своем кругу, чтобы создать мощную команду, которая бы не развалилась при первых же неудачах и работала ради одной цели. Этот процесс начался достаточно давно. В 2001 году мы первый раз заявили об этом. Но потом как-то было не до этого, создался блок «Наша Украина» как раз на основе НРУ, УНП и «Реформ и порядка».
А сейчас же просто пришло время сказать о том, что национал-демократия в опасности. И те идеи, которые являются национал-демократическими, могут постепенно просто исчезнуть. Сейчас в Верховной Раде, на мой взгляд, остались всего 12 представителей национал-демократической идеологии — это партийная группа НРУ и к ней еще можно отнести представителей партии «Собор». Они все — во фракции «Наша Украина». Но все равно, это очень мало. Все проблемы, появляющиеся на протяжении 15 лет независимости, выходят из того, что мы все время тасовали старую колоду: коммунистических вождей, коммунистическую номенклатуру, которая уже будто бы и не коммунистическая, но в то же время ментальность-то осталась. Поэтому сейчас время привести к власти представителей национал-демократических сил, как это сделали Польша, Прибалтика, Венгрия и другие страны.
Я слышала, что Борис Тарасюк и Юрий Костенко находятся в родственных связях: они, кажется, сваты. Этот факт как-то повлиял на желание объединить их партии?
Сватовством и семейными отношениями ничего не решишь. Это ни на что не повлияло! Просто наступил такой момент, когда мы и Украинская народная партия поняли, что должны подать пример и начать работать не над искусственным проектом, а над объединением той части политических сил, которые называют себя национал-демократами. И тогда где-то в 2011 году попытаемся завоевать доверие избирателей и занять достойное место.
УНП, кажется, демонстрировала солидарность с идеями БЮТ. Почему эта партия решила влиться именно в НРУ, а не, скажем, в Блок Тимошенко?
о: Безусловно, у Украинской народной партии могут быть какие-то связи с БЮТ. Но и Народный Рух Украины имеет свои связи с этой политической силой. К примеру, наша партийная группа голосовала за закон об оппозиции, а «Народный союз «Наша Украина» не голосовал. Я считаю, это была ошибка со стороны НСНУ. Более того, полагаю, что в парламенте действительно должна существовать единая оппозиция, а не оппозиция, которая состоит из двух, трех или пяти фракций, да еще и отдельных депутатов! Кто хочет быть в оппозиции, должен заявить об этом и объединиться с другими, чтобы совместно проводить работу. Поэтому говорить о том, кто от кого зависит, неправильно... В оппозиционной работе, надеюсь, НРУ будет координировать свою деятельность с БЮТ, и это абсолютно нормально.
Сегодня многие политики говорят об объединении демократических сил в один блок. Насколько это реально?
Я не знаю, что такое демократические силы. Вот, к примеру, Либеральная партия, которую возглавлял когда-то Владимир Щербань — она демократическая сила? Если мы с УНП ищем пути сотрудничества, то говорим о национал-демократии, которая имеет одни корни — все мы вышли из Народного Руха, поэтому нам проще договориться. Что такое объединение демократических сил в целом — это очередной политический проект, где не последнюю роль будут играть какие-то финансово-экономические кланы.
Ходили слухи о том, что НРУ, возможно, вольется со временем в БЮТ. Если это правда, при каких условиях это может произойти?
о: Я думаю, что наиболее старая партия Украины не будет никуда вливаться. БЮТ, насколько мне известно, подал заявку в Социнтерн. Мы больше правоцентристская сила. Также можно поставить вопрос, вольется ли Рух в КУН? Не вольется, потому что идеология Руха и КУНа отличается: они — правые, а мы — правоцентристские. Мы можем говорить об объединение в рамках Народного Руха Украины. А также о том, что УРП «Собор», НРУ, УНП и, возможно, ХДС создадут единую партию, которая сможет называться, скажем, УНП—НРУ. А говорить о слиянии Руха с БЮТ или с НСНУ неперспективно.
Как вы можете прокомментировать инцидент с Борисом Тарасюком и Кабмином? Как он отразится на имидже Украины за рубежом?
Это беспредел власти! Люди, которые должны были сесть за решетку, сейчас руководят с присущей им ментальностью. Их действия не являются нормальными, и, безусловно, они украинскому государству на международной арене ничего хорошего не принесут.
Вы видите какой-то выход из сложившейся ситуации?
Я думаю, что так будет продолжаться.
Кто должен это остановить?
Президент свое слово сказал. Но сейчас во власти жесткое противостояние между главой государства и премьером. И как оно закончится, на сегодняшний день нельзя прогнозировать.
Полина Берег, «Известия в Украине»
proUA