Проехать элементы принудительного снижения скорости – в простонародье «лежащих полицейских» – на скорости свыше 20 км/час без ущерба для ходовой может только грузовик. Да и то – сильно рискуя что-нибудь все таки сломать . Дело в том, что эти бугры имеют такую форму и размер, что при движении на скорости свыше 20 км/час, подвеска любого автомобиля попадает в резонансные колебания, которые способны разрушить некоторые элементы ходовой любого автомобиля.
Может это и правильно? Потому что нет ни одной причины, которая бы оправдала водителя, несущегося мимо школ или детских садов на огромной скорости.
Лучше тряска, чем суд
Где-то в 1997 году на пешеходном переходе напротив Киевского национального университета имени Тараса Шевченко произошла страшная трагедия. Иномарка насмерть сбила зазевавшегося студента. Если не изменяет память, водитель получил срок. С тех пор перед вузом было решено установить дополнительные ограничители скорости – «лежащие полицейские». Это были одни из первых дорожных настилов в столице. Сегодня они появились почти во всех крупных городах Украины.
Установка «лежащих полицейских» – мера вынужденная и оправданная во многих странах мира. Ограничители скорости, как правило, устанавливают в черте города: вблизи учебных заведений, мест массового скопления детей и подростков, возле пешеходных переходов. Зачастую водители-лихачи гоняют на запредельной скорости, «проскакивают» на зеленый сигнал светофора, совершают запрещенные обгоны. Не говоря уже о частом игнорировании «зебры». Естественно, жертвами лихачества становятся пешеходы.
Напомним только одну историю, о которой «УК» как-то писала . 15 апреля 2003 года «Mercedes-Benz» народного депутата и почетного президента концерна «Правэкс» Леонида Черновецкого насмерть сбил под Киевом 11-летнего мальчугана. Водитель пренебрег знаками «Пешеходный переход» и «Дети». В итоге, мать похоронила единственного ребенка и до сегодняшнего дня не может прийти в себя от случившейся трагедии. Да и Черновецкому пришлось побегать по различным инстанциям, чтобы замять инцидент.
Поэтому потребность в монтаже «лежащих полицейских», принуждающих снизить водителей скорость до минимума, вполне объяснима. Особенно, возле школ, детских садов и на аварийных участках дороги. Кроме того, как свидетельствует статистика, настилы резко сокращают число дорожных аварий.
Конечно, можно было пойти и другим путем, например, как в Израиле. Там вдоль дорог расставляют картонные манекены полицейских машин. Но наших водителей таким театром можно провести разве что один раз. На другой день все опять будут летать, не обращая внимания на такие своеобразные «бигборды». А вот «лежащего полицейского» не перепрыгнешь. Не выдержит подвеска автомобиля.
Зарубежный опыт
«Лежащие полицейские» давно уже используются в западных странах. Эта мало затратная конструкция вынуждает водителей сбавить скорость автомобиля до необходимого минимума.
В Великобритании существует, пожалуй, самый широкий выбор типов «лежащих полицейских». Например, настил длиной от 1,9 до 6,4 метров размещают в начале и в конце скоростных автомагистралей. Для дорог общего пользования предлагаются настилы длиной от двух до трех метров. Высота конструкций составляет 75 миллиметров.
Кроме того, к концу 2006 года в Великобритании появятся более 1000 усовершенствованных «лежащих полицейских». Выполненные из резины по проекту компании «Dunlop», эти искусственные препятствия на дорогах будут сами определять степень своей жесткости в зависимости от скорости движущегося на них автомобиля. Теперь же, если скорость транспортного средства не превышает установленный лимит, резиновые препятствия буквально промнутся под колесами автомобиля так, что водитель даже не почувствует толчка. Но горе тому, кто нарушает скоростной режим – здесь от «лежащих автоинспекторов» пощады не жди. Новинка уже испробована на центральных улицах Лондона. Интерес к разработке проявляют также шведы и датчане.
В Германии элементы принудительного снижения скорости давно существуют перед каждой школой, оберегая юных немцев от доморощенных «шумахеров».
В Польше «лежащие полицейские» размещают перед въездом в жилые зоны. Изготавливают их из резины. Польские «полицейские» двух типов – большие и малые.
В 25-миллионном Мехико (Мексика) на 9 тысяч дорожного покрытия приходится 630 тысяч «лежащих полицейских». Это фактически означает, что на каждые 14 метров улицы попадается один «полицейский».
Справка «УК». Новую идею предложили городские власти столицы Египта – использовать «лежащих полицейских» в качестве своеобразной электростанции. Внутри конструкции будет находиться специальная педаль, которая превращает давление проезжающей машины в электричество. Первую такую «электростанцию» уже пустили в эксплуатацию в районе Ан-Нузха на востоке Каира. Правда, ее мощности пока что хватает лишь на обеспечение работы светофоров.
Вместе с тем, на улицах и дорогах стран СНГ данный дорожный элемент появляется довольно медленно и осторожно. В Минске (Республика Беларусь) первые «бордюрчики» появились несколько лет тому назад. Представляли они собой вмонтированные в асфальт трубы. На январь 2003 года в Минске было установлено всего десяток таких конструкций.
В России эксперимент по применению «лежащих полицейских» успешно завершился введение в действие соответствующего ГОСТа. Так, в Москве искусственные дорожные неровности сооружаются по решению специальной Городской комиссии. На сегодняшний день в столице Российской Федерации установлено почти 200 «лежащих полицейских». Большинство из них – стационарные из асфальтобетона. Стоит отметить, что используя такие конструкции «лежащих полицейских», россияне сразу же столкнулись с проблемой самодельных конструкций. Простое, на первый взгляд, средство ограничения скорости строится энтузиастами по своим «эксклюзивным» размерам. Что потом заканчивается человеческими жертвами. Например, в Москве на 106-м километре Старокаширского шоссе из-за самодельного «лежащего полицейского» произошло несколько аварий, в результате которых погибли двое и пострадали шесть человек.
Отечественный стандарт
В Украине «лежащие полицейские» приведены к госстандартам 4 января 2003 года ГОСТом 4123-2002 «Безопасность дорожного движения. Элементы принудительного снижения скорости на улицах и дорогах». Согласно ГОСТу, «лежащие полицейские» должны быть высотой 100 миллиметров. Длина должна соответствовать ширине полосы движения или ширине проезжей части. Кроме того, ограничители нужно делать такой конструкции, которая позволяла бы при необходимости перемещать их без повреждений в другое место. Увы, практически все существующие на сегодняшний день «лежащие полицейские» установлены с нарушением требований этого стандарта. Водители приноровились объезжать настилы по встречной полосе. А сами ограничители движения сделаны так, что убрать их с дороги можно лишь с помощью отбойного молотка или бульдозера.
В 2004 году корпорация «Киевавтодор» изучила западные образцы «лежащих полицейских». Уже разработаны и изготовлены прессформы для элементов таких настилов из резины. Они переданы на Белоцерковский завод резино-технических изделий.
В 2005 году завод начал производить сборные элементы ограничителей, конструкция которых позволяет их собирать и устанавливать на дороги любой ширины. Кроме того, изделия можно легко монтировать и демонтировать без повреждения дорожного покрытия. В июле нынешнего года такой «полицейский» был установлен в Деснянском районе Киева на улице Маршала Жукова.
Справка «УК». Киевская городская государственная администрация намерена в 2006-2007 годах установить на дорогах столицы 88 «лежащих полицейских» возле школ, детских садов и больниц. Согласно распоряжению КГГА, 81 ограничитель скорости будут установлены в десяти районах города, а также 7 – возле учреждений здравоохранения. Набольшее количество «лежащих полицейских» появится в Днепровском районе – 20. 12 – в Соломенском районе, по 8 – в Голосеевском, Деснянском и Святошинском районах, 7 – в Подольском. На дорогах Шевченковского района появится 6 ограничителей скорости, Дарницкого – 5, Оболонского – 4, Печерского – 3. Кроме того, администрация планирует заменить 46 гранитных, асфальтобетонных и резиновых «лежащих полицейских».
«Пешеходов надо любить…»
Многие водители негативно относятся к «лежащим полицейским». По их мнению, настилы наносят ущерб автомобилям, становятся причинами ненавистных пробок, а кое-где – аварий. Но пусть эгоистическое автомобилистское племя не возмущается, а вспомнит бессмертные слова И. Ильфа и Е. Петрова из «Золотого теленка: «Пешеходов надо любить… В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь в некоем транспортном гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать». А «полицейский», пусть даже «лежащий», предназначен для защиты жизни пешеходов. А среди них, уважаемые водители, могут оказаться и ваши дети.
Геннадий Каленский, специально для «УК»