• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Донецкое метро: бюджетный форс-мажор

    Опубликовано: 2005-04-19 15:50:54
    О том, что в Донецке необходимо построить метро, говорили еще в советские времена. Строительство, начавшееся в 1990-х гг., сейчас столкнулось с дефицитом средств. Местные власти, указывающие на прекращение финансирования из государственного бюджета, полны пессимизма в отношении перспектив донецкого метрополитена. Идея строительства подземки в Донецке возникла еще в 1984 г. Это должен быть четвертый метрополитен на Украине после Киева, Харькова и Днепропетровска. В 1991 г. Кабмин подписал распоряжение о строительстве метро в Донецке. По проекту стройка рассчитана на 10 лет. Однако, строительство метро было начато в 1993 г. За период с начала его возведения установлено оборудование, выполнено на 115 млн грн строительно-монтажных работ, в сумме затраты составили, по данным Донецкого городского совета, около 300 млн грн. В 1997 г. по поручению премьер-министра Украины (на тот момент им был Валерий Пустовойтенко), первую очередь метро должны были ввести в действие через 8 лет. Однако проект едва не был заброшен. К 2002 г. строителям донецкого метрополитена государство задолжало зарплату за 5 месяцев, поскольку профинансировало работы лишь на 50%. В июне следующего года рабочие начали бессрочную забастовку, и, дабы о скандале «не заговорила» вся страна, долг погасили. В 2002-2003 гг. выполнены следующие физические объемы работ: строительство перегонных тоннелей - пройден 501 погонный метр; строительство подходных выработок - пройдено 120 погонных метров; станция "Пролетарская" - начато строительство монтажно-щитовой камеры, административно-бытового комбината. Сейчас на строительстве донецкой подземки работает генподрядное специализированное предприятие "Донецкшахтометрострой" (численность работников - 471 чел., трудоустроенные с закрытых шахт и шахтостроительных организаций); проектные работы выполняются институтами - Укрметротоннельпроект, ПромстройНИИпроект, Донбасстройизыскания; работает также научно-технический центр "Метро Донецка" (Метродон) и др. Поставки материалов для строительства осуществляются заводами Донецка и области, что позволяет им увеличить объемы производства, создавать рабочие места и увеличивать отчисления по налогам во все бюджеты. Согласно разработанному проекту, донецкий метрополитен должен состоять из трех линий: красной, зеленой и синей. Красная линия – "Пролетарско-Киевская" - должна быть протяженностью в 21 км от Пролетарского жилмассива до шахты Октябрьская. "Петровско-Красногвардейская" или зеленая линия, как предполагается, будет самой длинной – 25 км и расположена от Петровского района Донецка до Красногвардейского района Макеевки. И, наконец, синюю "Горно-Макеевскую" линию проложат через Куйбышевский район Донецка с выходом в центр г. Макеевка. Ее протяженность составит 20 км. Первый пусковой комплекс "Пролетарско - Киевской" линии, по данным Донецкого городского совета, свяжет крупный район многоэтажной застройки Пролетарский (перспективное население - 175 тыс. жителей) с основной промышленной зоной Донецка (так называемая южная промзона) и центром города. Линия проходит с востока на северо-запад (от жилого района Пролетарский в центр города, через Пролетарский, Буденовский, Ленинский и Ворошиловский районы города). По маршруту линии метро проживает около 200 тыс. жителей и находится более 100 тыс. рабочих мест. Линия включает также инженерный корпус (стоимость до 50 млн грн), электродепо "Пролетарское" (стоимость до 50 млн грн). Протяженность первого пускового участка от станции "Пролетарская" до станции "Политехнический институт" — 9,67 км. Из них 6,12 км – глубокой закладки, 3,55 км – мелкого заложения. На участке планируется разместить 4 станции (первоначально планировалось 6). Провозная способность линии в период эксплуатации – более 20 тысяч пассажиров (20,3 тыс. чел./час; в перспективе до 30,4 тыс. чел./час). В год ввода в эксплуатацию донецкого метрополитена, по информации Донецкого городского совета, пропускная способность составит 24 пары поездов в час; провозная способность - 20 тыс. пассажиров в час (определялись по максимальной пассажиронапряженности). В перспективе пропускная способность прогнозируется на уровне 36 пар поездов в час; провозная способность - 30,4 тыс. пассажиров в час. По оценкам специалистов первая очередь метро обойдется Украине в 780 млн грн. Строительство ведется согласно разработанной на 2004–2010 гг. концепции донецкого метрополитена. Из 6 станций первого запуска сегодня разрабатываются 4. Чтобы строительные работы проходили без сбоев, необходимое финансирование должно составлять 50 – 70 млн грн в год. Эти деньги необходимы, в основном, на отселение людей из тех домов, рядом с которыми будут строить станции метро. На сегодняшний день необходимо приобрести около 60 квартир. Соотношение инвестиций в строительство должно выглядеть следующим образом: 70% – госбюджет, 20% – область, 10% – город. Для того, чтобы объект не "замораживать", специалистам-метростроевцам приходилось находить различные схемы для удешевления производимых работ. Например, решили не сносить трамвайную колею в центре Донецка, командный пункт метро оборудовать на меньшей глубине; при отделке станций использовать кафель и простую побелку, а не мраморную плитку. Тем не менее, долгое время средств на финансирование строительства подземки не находилось. Единственным, кто исполнял и исполняет бюджетные обязательства по отношению к метро, по словам метростроевцев, остается лишь город. Ни одна из "нестандартных" инициатив дирекции (например о взимании в пользу метро минимального процента с владельцев автопарковок и автостоянок) так и не нашла поддержки — частные структуры, как оказалось, поддерживать муниципальный проект не обязаны. В июне 2004 г. донецким горисполкомом в министерствах экономики, транспорта и финансов был защищен план строительства метрополитена. Как результат – в 2005 г. государство должно было выделить 50 млн грн, руководство города добавить еще 5 млн. Однако, сегодня Донецкий городской голова выражает свои опасения относительно того, что в связи с социальной направленностью принятого в этом году бюджета страны город не получит запланированного финансирования строительства Донецкого метрополитена из государственного бюджета в обещанном размере. Если же в правительстве примут однозначное решение, что миллионный Донецк обойдется без подземки, на консервацию капитальных выработок также уйдут немалые деньги - не менее 10 млн грн в год (на полную консервацию необходимо 18 млн и еще по 6 млн ежегодно - на содержание охраны, откачку воды), что невыгодно ни городу, ни области, ни Украине. Таким образом, донецкий "долгострой" действительно стал эдакой городской легендой, как говорит мер Донецка Александр Лукьянченко, - это "полуреальность, ослабленная складывающейся пессимистичной ситуацией с недостаточным финансированием". Поэтому сейчас городские власти не решаются делать какие-либо прогнозы о "ключевых" сроках строительства донецкой подземной электрички. Источник: ugmk.info. e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.