О развитии высокоскоростного движения в России.
Вчера в Ганновере руководитель компании Siemens Клаус Кляйнфельд и президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Геннадий Фадеев подписали договор о развитии производства высокоскоростных поездов. В рамках этого контракта РЖД планирует приобрести до 60 высокоскоростных поездов стоимостью 1,5 млрд евро. Интерес сторон к проекту понять несложно. Для РЖД это возможность реализации проекта высокоскоростного железнодорожного движения в России, для Siemens – расширение присутствия на растущем рынке российского железнодорожного транспорта. Предполагается, что основной контракт на производство и поставку высокоскоростных поездов будет подписан до конца июля текущего года, в 2007 г. появится первый поезд, а в 2009 г. начнется их серийное производство. Однако не исключено, что реализация проекта несколько затянется по сравнению с анонсируемыми сроками. Проблемы здесь две: необходимость серьезной модернизации инфраструктуры российских железных дорог для эксплуатации высокоскоростных поездов и угроза монопольного положения Siemens на рынке транспортного машиностроения России.
Развитие высокоскоростного движения является одной из важнейших задач, стоящих на сегодня перед РЖД. Приоритетный проект в этой сфере – организация высокоскоростного движения между Москвой и Санкт-Петербургом. И это неудивительно. В 2004 г. объемы перевозок пассажиров на направлении Москва – Питер железнодорожным транспортом составили 6,2 млн человек. По прогнозам, в 2010 г. на этом направлении железнодорожным транспортом будет пользоваться 8,6 млн пассажиров, из них с учетом платежеспособности населения на долю высокоскоростного движения будет приходиться 4,2 млн пассажиров. Реализация проекта связана с тремя ключевыми направлениями: модернизацией, реконструкцией и организацией содержания инфраструктуры высокоскоростной линии Москва – Санкт-Петербург; организацией производства в России подвижного состава для осуществления высокоскоростных перевозок и перевозок пассажиров в высокоскоростных поездах.
И, похоже, по одному из этих направлений уже стали предприниматься реальные действия. Сегодня в Ганновере руководители компаний Siemens и ОАО «РЖД» Клаус Кляйнфельд и Геннадий Фадеев подписали договор о развитии производства высокоскоростных поездов для Российских железных дорог. Как пояснили RBC daily в пресс-службе ОАО «РЖД», в договоре зафиксированы основные аспекты, касающиеся проектирования высокоскоростных поездов, их основные характеристики и степень локализации производства в России, а также структура будущего контракта на закупки этих поездов. В рамках данного контракта РЖД планирует приобрести до 60 высокоскоростных поездов. Как сообщил РБК источник в Siemens, стоимость договора составит 42 млн евро, которые немецкий концерн направит на финансирование разработок. Общая стоимость контракта на закупки высокоскоростных поездов, который стороны намерены заключить летом этого года, может составить 1,5 млрд евро. Соглашение об этом было достигнуто сторонами в декабре прошлого года.
Как сообщили RBC daily в пресс-службе ОАО «РЖД», высокоскоростные поезда в основном будут использоваться на линии Москва – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – Хельсинки, а в перспективе, возможно, свяжут несколько других российских городов. Производство таких поездов будет организовано в России, где в их создании примут участие несколько российских предприятий и десятки поставщиков. Ранее сообщалось, что это производство организуют на базе Московского локомотиворемонтного завода – филиала ОАО «РЖД». Как заявил в Ганновере Геннадий Фадеев, первый высокоскоростной поезд будет готов к декабрю 2007 г. По информации РЖД, в 2008 г. будет произведено еще 6 поездов, а с 2009 г. предполагается выйти на их серийный выпуск.
Интерес сторон аналитики объясняют просто. «РЖД нужны скоростные поезда и скоростное движение, а Siemens – клиенты и деньги», – сказал RBC daily независимый транспортный эксперт Сергей Ащеулов. Это подтверждают и сами компании. «РЖД как заказчик получит поезда, возможность реализации проекта высокоскоростного железнодорожного движения в России и укрепление конкурентных преимуществ на рынке транспортных услуг, – пояснили в пресс-службе ОАО «РЖД». – Siemens как ключевой участник проекта получит возможность реализации на российском рынке своих технологий, а в перспективе – расширение присутствия на растущем рынке российского железнодорожного транспорта».
По данным РБК, основной контракт на производство и поставку этих высокоскоростных поездов будет подписан до 30 июля 2005 г. Однако не исключено, что реализация проекта затянется по сравнению с анонсируемыми сроками. «Основная проблема проекта в том, что инфраструктура российских железных дорог нуждается в модернизации для эксплуатации и обслуживания высокоскоростных поездов. Сегодня существует не так много участков железнодорожной сети, на которых составы могут развивать скорость более 150 км/ч, – сказал RBC daily директор департамента консалтинга компании «Развитие бизнес-систем» Евгений Коновалов. – Проектировщикам Siemens будет непросто «состыковать» высокоскоростные поезда и инфраструктуру. Вторая проблема – это объемы контракта. «Вряд ли Siemens остановится на возможности эксплуатировать поезда только на высокорентабельном направлении Москва – Санкт-Петербург, – говорит Евгений Коновалов. – Поэтому увеличение объемов производства высокоскоростных поездов либо поставит вопрос об их экспорте в третьи страны, либо заставит РЖД продолжать модернизировать инфраструктуру на других, заведомо менее рентабельных направлениях». Учитывая, что сегодня технологии производства высокоскоростных поездов в России нет, Siemens окажется монополистом в этом сегменте. «В результате российским производителям придется либо смириться с таким положением дел и сосредоточиться на других сегментах железнодорожного машиностроения, либо готовить свои проекты высокоскоростных поездов в расчете на результаты третьего этапа реформирования железных дорог, когда спрос на их продукцию будет формировать не только ОАО "РЖД"», – пояснил Евгений Коновалов.
Евгения Гаврилюк RBCdaily.
e-news.com.ua
|
Новости рубрики:
Экономика поднимется, когда будут работать все 6 млн селян — мнение
Преимущества загородной жизни перед городской Правда ли, что мужчины не любят умных женщин? Сепаратисты обвинили ФСБ во взрывах в Москве Майкла Джексона замуруют в бетон Спамеры зарабатывают на смерти Майкла Джексона! Угорсько-словацьке протистояння Чи відмовиться Чехія від систем ПРО? |