Полемика вокруг предложений Алексея Миллера оказалась менее существенной для рынка, нежели новость о переносе «сделки слияния» на июль.
Предложение руководства ОАО «Газпром» о либерализации со следующего года рынка газа является разумным и своевременным. С тем уточнением, что могло бы прозвучать и ранее – года четыре назад. С таким заявлением в ходе интернет-пресс-конференции выступил советник президента РФ по экономике Андрей Илларионов.
Это заявление стало еще одним откликом на инициативу, озвученную председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером. Он предложил уже с 2006 г. «использовать биржевые технологии для определения поставок газа промышленным потребителям», а регулируемые цены на газ сохранить только для ЖКХ, бюджетных потребителей и населения. Предложение Миллера нашло негативный отклик сразу и в МЭРТ, и в Минпромэнерго, и наконец, в РАО «ЕЭС». Опрошенные RBC daily аналитики отнеслись к ней более взвешенно.
«Если инициатива г-на Миллера будет реализована, то, по нашим подсчетам, это приведет к быстрому росту внутренних тарифов на газ до 70 долл. за 1 тыс. куб. м, – заявил начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев, – для финансов «Газпрома» это было бы большим плюсом. Для структур РАО «ЕЭС» в их нынешнем состоянии – это, конечно, минус, хотя в будущем, по мере реализации энергореформы и усиления присутствия «Газпрома» в генерирующих мощностях, эти минусы для энергетиков будут не столь очевидны».
«Радикальная либерализация рынка газа несет некоторую опасность возникновения нового, двойного монополизма, – сказал RBC daily директор ГК «Регион» по аналитике и информации Анатолий Ходоровский, – ведь в случае перехода к биржевой торговле «голубым топливом» остальные регулируемые сегменты экономики (включая электроэнергетику – реформа РАО «ЕЭС» ведь тормозится) останутся внебиржевыми. И возникнет перекос, как в начале 1990-х гг., когда цены в одном сегменте регулировались, а в смежном – уже нет, и это создавало возможности и для монополизма, и для раскручивания инфляции. Тем не менее либерализация газового рынка все равно может быть позитивным явлением, но и тут есть ряд важных условий. Прежде всего – увеличение прозрачности издержек «Газпрома», поскольку до сих пор не всегда – в том числе и для менеджмента самой компании – понятно, откуда берется цена. Без этой прозрачности даже в случае либерализации рынка финансовая эффективность «Газпрома» может и не улучшиться, а вот инфляция по цепочке раскрутится».
При этом специалисты отмечают, что не случайно сразу вслед за инициативой главы «Газпрома» Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предложила увеличить плановый объем повышения тарифов на газ в 2006 г. – с 11 до 17%. Некоторые СМИ тут же объявили о том, что правительство предпочло уступить газовому холдингу в тарифном вопросе, чтобы притормозить его лоббистскую активность – в пробивании идеи либерализации рынка газа.
Источник в самом «Газпроме» прояснил позицию самой компании в этом вопросе так: «Мы, безусловно, с удовлетворением восприняли факт инициативы ФСТ, хотя сами к этой инициативе не имеем отношения. Однако мы не намерены «размениваться по мелочам» (в том смысле, что смягчение тарифной политики кардинально не решит всех проблем газовой отрасли) и считаем, что правительство должно более активно заниматься подготовкой перехода к рыночной модели ценообразования».
«Г-н Миллер со своим заявлением несколько забегает вперед, его мотивы понятны и связаны с продолжением полемики, возникшей на заседании правительства, – сказал RBC daily эксперт ИК «ЦентрИнвест Секьюритис» Константин Батунин. – Тогда в ответ на упреки в неэффективном управлении «Газпромом» глава последнего предложил повысить эту эффективность за счет увеличения тарифов на газ в 2006–2007 гг. Последнее предложение ФСТ о повышении тарифов до 17% – как бы шаг навстречу газовой монополии, и шаг, вероятно, не последний. Г-ну Миллеру вполне по силам «пробить» и более серьезное увеличение тарифов, а заявления о скорейшем переходе к биржевой торговле «голубым топливом» носят скорее пиаровский характер. То, что либерализация рынка газа рано или поздно все равно произойдет, – все понимают, как понимают и то, что она невозможна без выполнения ряда концептуальных условий, синхронизации этой либерализации с реформой РАО «ЕЭС» в частности».
«Инициатива «Газпрома» – это, конечно, элемент торга по поводу тарифов, – считает Александр Разуваев, – а что касается сути предложений, то правительство и руководство газовой компании понимает: либерализация рынка газа в обозримом будущем возможна лишь при сохранении регулирующих механизмов».
Поддержка соответствующей инициативы Андреем Илларионовым сама по себе не вносит существенных изменений в сложившийся «расклад сил», отмечают эксперты (тем более что поддержка эта со стороны известного либерала была вполне ожидаемой). Впрочем, как и вся последняя полемика вокруг тарифов. Примечательно, что рынок акций реагировал на нее весьма слабо, куда более знаковой новостью для него явилось заявление Алексея Миллера о том, что окончательное слияние «Газпрома» с «Роснефтью» переносится с июня на июль. На фоне этого заявления, воспринятого как свидетельство пусть небольшого, но тем не менее очередного торможения крупнейшей сделки слияния, акции «Газпрома» сегодня хотя и росли, но все же «отставали от рынка».
Алексей Виноградов RBCdaily.
e-news.com.ua
|
Новости рубрики:
Экономика поднимется, когда будут работать все 6 млн селян — мнение
Преимущества загородной жизни перед городской Правда ли, что мужчины не любят умных женщин? Сепаратисты обвинили ФСБ во взрывах в Москве Майкла Джексона замуруют в бетон Спамеры зарабатывают на смерти Майкла Джексона! Угорсько-словацьке протистояння Чи відмовиться Чехія від систем ПРО? |