В начале этого года, вступая в должность президента во второй раз, Джордж Буш озвучил концепцию, способную вдохновить многих граждан постсоветских государств, живущих под властью автократических режимов или в условиях 'декоративной' демократии. 'Политика Соединенных Штатов, - заявил г-н Буш - состоит в поддержке развития демократических движений и институтов во всех странах, принадлежащих к любой цивилизации, а ее конечная цель - покончить с тиранией во всем мире'.
Сегодня, 11 месяцев спустя, задачи, обозначенные в инаугурационной речи Буша, встречают скрытое, но решительное противодействие на территории, некогда находившейся под властью Москвы. 'Полем сражения' стали выборы - этот безошибочный симптом политического 'состояния здоровья' новых независимых государств. Спор идет о дефинициях. Что понимать под развитием демократии? И кто будет это определять?
Значительная часть территории бывшего СССР сегодня представляет собой 'лоскутное одеяло' коррумпированных и отчасти недееспособных государств, где утвердился авторитаризм, либерализация политической жизни происходит неравномерно, или вообще сворачивается, а выборы регулярно сопровождаются массой нарушений или подтасовываются.
Посткоммунистические власти зачастую манипулируют результатами голосования, придавая, как им кажется, ореол легитимности абсолютно антидемократическим кандидатам: признаки этого заметны во всем - от зловещей пустоты на избирательных участках в Чечне до заранее предопределенной 'стопроцентной поддержки' электоратом президента Узбекистана Ислама Каримова.
Сегодня Россия, встревоженная народными восстаниями, вспыхнувшими в результате подтасовки выборов в Грузии, на Украине и в Кыргызстане, идет в авангарде целой 'когорты' постсоветских государств, пытаясь не допустить откровенного обсуждения нарушений избирательного процесса. Началось скоординированное 'точечное' наступление.
Его объектом стало подразделение Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по наблюдению за выборами - именно на него возложены главные функции мониторинга избирательных процессов в странах, некогда находившихся по ту сторону 'железного занавеса'. Хотя нападки на наблюдателей и не сопровождаются прямыми выпадами в адрес принципов, озвученных г-ном Бушем, дела это не меняет.
Соединенные Штаты четко заявляют, что при оценке тех или иных выборов они полагаются на данные именно этой европейской организации. Однако, если Вашингтон приветствует деятельность наблюдателей ОБСЕ, то Кремль и многие из его бывших вассалов избрали противоположный курс. Их цели очевидны: подорвать доверие к западным наблюдателям и одновременно представить общественности альтернативные оценки итогов выборов.
Соответствующее подразделение ОБСЕ - Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) - на долгосрочной или краткосрочной основе направляет группы наблюдателей в страны, где проводятся выборы. Эти миссии анализируют ход предвыборной кампании и самого голосования, в частности, по таким параметрам, как регистрация избирателей и кандидатов, меры против голосования одних и тех же избирателей на нескольких участках, подсчет бюллетеней, использование 'административного ресурса', освещение выборов в СМИ, действия правоохранительных органов и др. Результаты своей деятельности они публикуют, и эти оценки играют роль 'табеля успеваемости' с точки зрения демократичности выборов.
В последние годы, поскольку именно в этих отчетах фиксировались факты подтасовки результатов голосования в странах, где в результате народных восстаний были свергнуты правящие режимы, а также из-за критической оценки наблюдателями ОБСЕ последних президентских выборов в России, Москва называет эти публикации провокационными. 'Автономность БДИПЧ переросла в бесконтрольность, и с этим мириться нельзя, - заявил глава российского дипломатического ведомства Сергей В. Лавров на ежегодном заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ, состоявшемся на прошлой неделе в столице Словении Любляне. - Кроме того, необходимо навести порядок в вопросе о публикации оценок'.
Руководство БДИПЧ, не вступая в конфронтацию с Кремлем, решительно отстаивает результаты своей работы. 'Мы просто держим зеркало, - заметил директор Бюро Кристиан Штроаль (Christian Strohal). - Возможно, есть люди, которым не нравится то, что они видят в зеркале. Но если разбить зеркало, реальная картина не изменится'.
Выступление г-на Лаврова стало лишь одним из элементов 'наступления' против наблюдателей. Россия, совместно с Беларусью, Кыргызстаном и Таджикистаном, пыталась ввести новые правила, которые ослабили бы полномочия БДИПЧ и затянули процесс публикации отчетов. Соединенные Штаты и другие страны отвергли это предложение, так что пока полномочиям миссий, судя по всему, ничего не угрожает.
Однако 'атаки' на позиции наблюдателей ОБСЕ продолжаются и с других направлений. Поскольку выборы сегодня могут обернуться изменением статус-кво, Содружество независимых государств (СНГ), объединяющее 11 стран бывшего СССР, стало создавать собственные миссии наблюдателей.
Эти миссии распространяют отчеты, слегка напоминающие публикации ОБСЕ, в которых, однако, отсутствуют детали и фактические данные. Выводы этих миссий, неизменно расходящиеся с оценками наблюдателей ОБСЕ, затем передаются по государственному телевидению, чтобы убедить жителей стран региона в реальности демократических перемен на постсоветском пространстве.
Член британского парламента Брюс Джордж (Bruce George), возглавлявший миссию наблюдателей на президентских выборах в Казахстане, заявляет, что подобная тактика представляется ему не только подозрительной, но и оскорбительной. 'На мой взгляд, методология здесь проста: не говорите плохого о друзьях, - отметил он. - Такое ощущение, что мы наблюдали за выборами на разных планетах'.
Владимир Карпеченко - руководитель миссий наблюдателей ОБСЕ - отклонил просьбы об интервью и отказался комментировать методологию их деятельности. Однако достаточно сравнить сами отчеты, и различие в подходах станет очевидным. В ходе выборов в Азербайджане наблюдатели ОБСЕ проанализировали освещение кампании по телевидению, показав, что оно отличалось явным перекосом в сторону властей. Кроме того, процедуру подсчета бюллетеней по 43% избирательных участков, на которых они присутствовали, наблюдатели охарактеризовали как 'плохую' или 'очень плохую'. Наблюдатели СНГ под патронажем России признали позицию СМИ сбалансированной, не приводя, впрочем, никаких фактических данных, позволивших им прийти к такому выводу.
Единственный вопрос, по которому они выразили озабоченность, связан с использованием невидимых чернил для маркировки пальцев избирателей: Запад приветствовал эту процедуру, поскольку она исключала повторное голосование на других участках, однако наблюдатели СНГ сочли, что это может быть опасно для здоровья.
Заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид (Daniel Fried), 'курирующий' дипломатию США в этом регионе, заметил, что попытки дискредитировать оценки наблюдателей ОБСЕ создают 'гротескную альтернативную вселенную', и, по его мнению, границы этой 'вселенной' будут только расширяться. В будущем, по его словам, некоторые постсоветские государства могут вообще запретить наблюдателям ОБСЕ присутствовать на выборах. Однако эти страны утратят уважение Запада. 'Уважением пользуются те государства, что принимают у себя миссии БДИПЧ', - заявил он.
Сегодня, 11 месяцев спустя, задачи, обозначенные в инаугурационной речи Буша, встречают скрытое, но решительное противодействие на территории, некогда находившейся под властью Москвы. 'Полем сражения' стали выборы - этот безошибочный симптом политического 'состояния здоровья' новых независимых государств. Спор идет о дефинициях. Что понимать под развитием демократии? И кто будет это определять?
Значительная часть территории бывшего СССР сегодня представляет собой 'лоскутное одеяло' коррумпированных и отчасти недееспособных государств, где утвердился авторитаризм, либерализация политической жизни происходит неравномерно, или вообще сворачивается, а выборы регулярно сопровождаются массой нарушений или подтасовываются.
Посткоммунистические власти зачастую манипулируют результатами голосования, придавая, как им кажется, ореол легитимности абсолютно антидемократическим кандидатам: признаки этого заметны во всем - от зловещей пустоты на избирательных участках в Чечне до заранее предопределенной 'стопроцентной поддержки' электоратом президента Узбекистана Ислама Каримова.
Сегодня Россия, встревоженная народными восстаниями, вспыхнувшими в результате подтасовки выборов в Грузии, на Украине и в Кыргызстане, идет в авангарде целой 'когорты' постсоветских государств, пытаясь не допустить откровенного обсуждения нарушений избирательного процесса. Началось скоординированное 'точечное' наступление.
Его объектом стало подразделение Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по наблюдению за выборами - именно на него возложены главные функции мониторинга избирательных процессов в странах, некогда находившихся по ту сторону 'железного занавеса'. Хотя нападки на наблюдателей и не сопровождаются прямыми выпадами в адрес принципов, озвученных г-ном Бушем, дела это не меняет.
Соединенные Штаты четко заявляют, что при оценке тех или иных выборов они полагаются на данные именно этой европейской организации. Однако, если Вашингтон приветствует деятельность наблюдателей ОБСЕ, то Кремль и многие из его бывших вассалов избрали противоположный курс. Их цели очевидны: подорвать доверие к западным наблюдателям и одновременно представить общественности альтернативные оценки итогов выборов.
Соответствующее подразделение ОБСЕ - Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) - на долгосрочной или краткосрочной основе направляет группы наблюдателей в страны, где проводятся выборы. Эти миссии анализируют ход предвыборной кампании и самого голосования, в частности, по таким параметрам, как регистрация избирателей и кандидатов, меры против голосования одних и тех же избирателей на нескольких участках, подсчет бюллетеней, использование 'административного ресурса', освещение выборов в СМИ, действия правоохранительных органов и др. Результаты своей деятельности они публикуют, и эти оценки играют роль 'табеля успеваемости' с точки зрения демократичности выборов.
В последние годы, поскольку именно в этих отчетах фиксировались факты подтасовки результатов голосования в странах, где в результате народных восстаний были свергнуты правящие режимы, а также из-за критической оценки наблюдателями ОБСЕ последних президентских выборов в России, Москва называет эти публикации провокационными. 'Автономность БДИПЧ переросла в бесконтрольность, и с этим мириться нельзя, - заявил глава российского дипломатического ведомства Сергей В. Лавров на ежегодном заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ, состоявшемся на прошлой неделе в столице Словении Любляне. - Кроме того, необходимо навести порядок в вопросе о публикации оценок'.
Руководство БДИПЧ, не вступая в конфронтацию с Кремлем, решительно отстаивает результаты своей работы. 'Мы просто держим зеркало, - заметил директор Бюро Кристиан Штроаль (Christian Strohal). - Возможно, есть люди, которым не нравится то, что они видят в зеркале. Но если разбить зеркало, реальная картина не изменится'.
Выступление г-на Лаврова стало лишь одним из элементов 'наступления' против наблюдателей. Россия, совместно с Беларусью, Кыргызстаном и Таджикистаном, пыталась ввести новые правила, которые ослабили бы полномочия БДИПЧ и затянули процесс публикации отчетов. Соединенные Штаты и другие страны отвергли это предложение, так что пока полномочиям миссий, судя по всему, ничего не угрожает.
Однако 'атаки' на позиции наблюдателей ОБСЕ продолжаются и с других направлений. Поскольку выборы сегодня могут обернуться изменением статус-кво, Содружество независимых государств (СНГ), объединяющее 11 стран бывшего СССР, стало создавать собственные миссии наблюдателей.
Эти миссии распространяют отчеты, слегка напоминающие публикации ОБСЕ, в которых, однако, отсутствуют детали и фактические данные. Выводы этих миссий, неизменно расходящиеся с оценками наблюдателей ОБСЕ, затем передаются по государственному телевидению, чтобы убедить жителей стран региона в реальности демократических перемен на постсоветском пространстве.
Член британского парламента Брюс Джордж (Bruce George), возглавлявший миссию наблюдателей на президентских выборах в Казахстане, заявляет, что подобная тактика представляется ему не только подозрительной, но и оскорбительной. 'На мой взгляд, методология здесь проста: не говорите плохого о друзьях, - отметил он. - Такое ощущение, что мы наблюдали за выборами на разных планетах'.
Владимир Карпеченко - руководитель миссий наблюдателей ОБСЕ - отклонил просьбы об интервью и отказался комментировать методологию их деятельности. Однако достаточно сравнить сами отчеты, и различие в подходах станет очевидным. В ходе выборов в Азербайджане наблюдатели ОБСЕ проанализировали освещение кампании по телевидению, показав, что оно отличалось явным перекосом в сторону властей. Кроме того, процедуру подсчета бюллетеней по 43% избирательных участков, на которых они присутствовали, наблюдатели охарактеризовали как 'плохую' или 'очень плохую'. Наблюдатели СНГ под патронажем России признали позицию СМИ сбалансированной, не приводя, впрочем, никаких фактических данных, позволивших им прийти к такому выводу.
Единственный вопрос, по которому они выразили озабоченность, связан с использованием невидимых чернил для маркировки пальцев избирателей: Запад приветствовал эту процедуру, поскольку она исключала повторное голосование на других участках, однако наблюдатели СНГ сочли, что это может быть опасно для здоровья.
Заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид (Daniel Fried), 'курирующий' дипломатию США в этом регионе, заметил, что попытки дискредитировать оценки наблюдателей ОБСЕ создают 'гротескную альтернативную вселенную', и, по его мнению, границы этой 'вселенной' будут только расширяться. В будущем, по его словам, некоторые постсоветские государства могут вообще запретить наблюдателям ОБСЕ присутствовать на выборах. Однако эти страны утратят уважение Запада. 'Уважением пользуются те государства, что принимают у себя миссии БДИПЧ', - заявил он.
Максим Коробочкин , ИноСМИ.Ru