ПАПУА – НОВАЯ ГВИНЕЯ, Независимое Государство Папуа – Новая Гвинея, расположено в юго-западной части Тихого океана на островах к северу от Австралии. Занимает восточную половину о.Новая Гвинея (эта часть страны считается «материком»), архипелаг Бисмарка (с крупными островами Новая Британия и Новая Ирландия), острова Бугенвиль и Бука в цепи Соломоновых о-вов, архипелаги Луизиада, Д'Антркасто, Тробриан и ряд более мелких островов. Территории, ныне входящие в состав государства, в прошлом подразделялись на две административные единицы: Папуа (юго-восточную область Новой Гвинеи с прилегающими островами), принадлежавшую Австралии, и северо-восточную часть Новой Гвинеи с близлежащими островами, которая имела статус подопечной территории ООН и управлялась Австралией. В 1949 обе части были интегрированы австралийскими властями в т.н. административный союз. Это объединение в 1971 получило название Папуа – Новая Гвинея, а в 1973 приобрело внутреннее самоуправление. 16 сентября 1973 была провозглашена независимость страны. Папуа – Новая Гвинея – член ООН и британского Содружества. Площадь 462 840 кв. км. Численность населения 4599,8 тыс. человек (1998). Столица – Порт-Морсби на юго-восточном побережье Новой Гвинеи. Площадь 462 840 кв. км. Самая высокая точка – гора Вильгельм (4509 м). Главные языки: английский, пиджин-инглиш, хири-моту, австронезийские и папуасские. Основная религия: христианство.
Население. Перепись 1990 не проводилась в провинции Северные Соломоновы острова из-за военных действий на о.Бугенвиль, а на всей остальной территории было зарегистрировано 3608 тыс. человек. Из них почти 99% составляли коренные меланезийцы, остальные – преимущественно временные жители, среди которых преобладали европейцы, а узкую прослойку составляли азиаты. Вследствие высокой рождаемости демографический рост в среднем оценивается в 2,3% в год, при весьма значительных межрайонных вариациях. Почти 2/3 населения представлены лицами моложе 30 лет, что является предпосылкой быстрого увеличения его численности в ближайшем будущем.
Средняя плотность населения в стране ок. 9 человек на 1 кв. км, но размещено оно весьма неравномерно. На Новой Гвинее, где сосредоточено 90% всех жителей, самый высокий показатель (более 30 человек на 1 кв. км) отмечен во внутренних горных районах, к северу от центральной части долины р.Сепик и в некоторых прибрежных местностях. В итоге на долю межгорных долин центральной области Новой Гвинеи приходится почти 40% всего населения. Столь же густо заселены район Рабаула на Новой Британии, о.Бугенвиль и многие мелкие острова. Общий фон составляют территории с низкой и средней плотностью населения, а юго-западные и суровые высокогорные местности Новой Гвинеи, а также горы Новой Британии и Новой Ирландии фактически не обжиты.
Отток молодежи из деревень непрерывно увеличивается, в чем и состоит причина относительно быстрого роста населения городов – в среднем на 4,1% в год, что практически вдвое превышает аналогичный показатель для деревень – 2,0%. Эта миграция не прекращается, несмотря на медленное увеличение числа постоянных рабочих мест и неблагоприятные условия жизни в городах. В 1971 там концентрировались лишь 9,5% населения страны, а в 1997 – 18% (в том числе 5,4% в столице – городе Порт-Морсби). Другие крупные города страны – Лаэ, Маданг, Вевак, Горока, Маунт-Хаген и Рабаул (на Новой Британии). До 1989, пока не разразилась гражданская война на о.Бугенвиль, в городе Арава насчитывалось столько же жителей, сколько теперь в Рабауле и Маунт-Хагене вместе взятых.
Около 82% всего населения живут в сельской местности и занимаются натуральным хозяйством. Главной социальной ячейкой является большая семья. Но ее члены обычно признают свою принадлежность к более крупным родственным группам, напоминающим кланы. Самые крупные группы, особенно в горах, составляют племена. Руководящую роль обычно играют вожди, которые сумели завоевать особое положение и властные полномочия. Гораздо менее характерна передача власти по наследству. Как правило, наиболее умудренные опытом старики деревни или клана образуют совет старейшин, без согласия которого не принимается ни одно важное решение. В Папуа – Новой Гвинее женщины отнюдь не везде имеют более низкий общественный статус, нежели мужчины.
Государственное устройство. В традиционном обществе Папуа – Новой Гвинеи власть проявляется в разных формах. На островах Тробриан правили наследственные вожди, главенство которых распространялось за пределы одной деревни, но в ряде других общин люди подчинялись старейшинам определенных кланов. В большинстве районов местными руководителями становились лидеры племен, выдвинувшиеся благодаря своим способностям в военном деле, силе убеждения, торговле, земледелии или знахарстве. Руководящие позиции занимают также лица, накопившие и раздавшие свое имущество, выгодно женившиеся или преуспевшие в торговле. Местные дела обычно решались на основе консенсуса, нередко после продолжительного и непринужденного обсуждения. Вожди, конечно, использовали свой авторитет во время подобных дискуссий, но вряд ли могли полагаться на безоговорочную покорность соплеменников. Их влияние редко выходило за пределы одного клана, деревни или группы небольших поселений. Тех вождей, которые считались слишком эгоистичными или агрессивными, низвергали силой или просто бойкотировали. Ни один из них не мог заручиться поддержкой своих сторонников, не давая им каких-то льгот и поблажек.
После захвата Германией северо-восточной части Новой Гвинеи в 1884 немецкие власти назначали местных чиновников, т.н. «лулуайс», а Великобритания, владевшая юго-восточной частью острова, передала местное управление в руки деревенских полицейских-констеблей. Эти чиновники в обоих случаях служили посредниками между селянами и европейской администрацией, информируя ее о мелких преступлениях и получая, в свою очередь, советы по улучшению условий жизни в деревне. Австралийцы сохраняли эту систему, унаследовав британские владения в 1906 и германские в 1914.
В 1930-х годах австралийские власти учредили деревенские советы. Однако эти органы обладали малыми полномочиями и ограниченными средствами для решения существенных проблем; население, как правило, игнорировало их юрисдикцию. В каждом районе почти все права по управлению доверялись одному человеку – правительственному чиновнику-европейцу.
С 1914 по 1942 все распоряжения исходили от парламента Австралии или от высокопоставленных чиновников в Порт-Морсби или Рабауле, административных центрах колоний. В каждом из этих городов был создан законодательный совет, в котором заседали в основном австралийские официальные лица и назначенные представители местных европейских общин. Во время Второй мировой войны австралийцы учредили объединенную администрацию Папуа и Новой Гвинеи, которая сохранилась после войны на основании закона 1949, согласно которому все внутренние дела обеих территорий передавались в ведение австралийского администратора, которому оказывал содействие вышеназванный совет. В 1951 был организован объединенный законодательный совет, в состав которого впервые были введены жители Папуа – Новой Гвинеи.
Темпы политических изменений нарастали отчасти по той причине, что ООН активно поддерживала стремление Папуа – Новой Гвинеи к независимости. В 1964 законодательный совет был заменен всенародно избранной Ассамблеей, и многие жители страны впервые приняли участие в голосовании. В 1968 была учреждена территориальная администрация, которая состояла из министров, назначенных из числа членов Ассамблеи. На низовом уровне местные советы, избранные в 1950-х годах и обладавшие правом взимать налоги, в следующем десятилетии постепенно заменили систему констеблей и лулуайс.
Завоевав большинство в Ассамблее в 1964, представители от коренного населения редко пытались перехватить инициативу у австралийских чиновников вплоть до конца 1960-х годов. Как правило, депутаты-меланезийцы не владели ни английским, ни каким-либо другим языком межэтнического общения. Вначале они использовали свои права парламентариев и посещали заседания Ассамблеи только для того, чтобы просить средства на строительство дорог, школ, медицинских учреждений и создание новых рабочих мест в своем родном районе.
В 1967 образовалась «Пангу пати» (Партия единой Папуа – Новой Гвинеи), которая добивалась предоставления стране самоуправления, а вскоре возник и ряд других партий. Однако до наших дней сохранилась только «Пангу пати», которая получила поддержку жителей долины р.Сепик, прибрежных районов Новой Гвинеи и островов. После выборов 1972 эта партия приобрела достаточное влияние, чтобы вместе с несколькими небольшими группами сформировать национальное коалиционное правительство, которое предприняло шаги к созданию независимого государства и с 1 декабря 1973 приняло на себя полную ответственность за внутренние дела. 16 сентября 1975 была провозглашена независимость Папуа – Новой Гвинеи. Майкл Т.Сомаре, основатель партии «Пангу пати», возглавил первый кабинет министров суверенного государства.
Эффективная деятельность правительства осложнялась из-за традиций местничества в политике. Многие ставили на первый план свою лояльность к клану, влиятельной личности или, в лучшем случае, к собственному лингвистическому или географическому пространству. На о.Бугенвиль и в юго-восточной части Новой Гвинеи (Папуа) возникли сепаратистские движения. В центральных горных районах вспыхнули племенные междоусобицы. Для удовлетворения региональных запросов в 1976 и 1978 были учреждены выборные провинциальные правительства. Их деятельность не везде была успешной, в частности, не удалось воспрепятствовать возрождению сепаратизма на Бугенвиле в 1989. Вся система управления страной в 1995 подверглась перестройке, направленной на децентрализацию власти.
В Папуа – Новой Гвинее ни одна из партий ни разу не сумела завоевать больше половины мест в парламенте, так что после провозглашения независимости функционировали только коалиционные правительства. В ходе их формирования лидеры партий не могли положиться даже на своих коллег. Переходы депутатов из одной партийной фракции в другую стали частым явлением, и поэтому в практику вошли вотумы недоверия премьер-министру и отставки кабинетов. На парламентских выборах 1997 даже такие опытные политики, как Джулиус Чан и Пайас Вингти, потерпели поражение, и правительство страны впервые возглавил папуас Билл Скейт.
Экономика. В Папуа – Новой Гвинее основная масса населения по-прежнему живет в деревнях и занимается натуральным земледелием, в то же время начинают складываться рыночные отношения. Часть сельскохозяйственной продукции производится для продажи. Растет численность занятых в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и в сфере услуг.
Страна обладает исключительно богатыми минеральными ресурсами, что обусловило развитие горнодобывающей промышленности, которая в 1996 обеспечила 27% ВВП, т.е. примерно столько же, сколько сельское и лесное хозяйства и рыболовство вместе взятые. Крупномасштабная добыча меди и золота началась в Пангуне на о.Бугенвиль в 1972. Запасы руды оценивались в 800 млн. т, при содержании меди 0,46% и золота – 15,83 г на 1 т. Огромное месторождение меди Ок-Теди в северо-западной части горной Новой Гвинеи оценивается в 250 млн. т (в 1 т руды меди 0,852% и золота 0,653 г). В конце 1980-х годов добыча золота началась в Поргере близ Ок-Теди, на о.Мисима у юго-восточного берега Новой Гвинеи и на о.Лихир у берегов Новой Ирландии. По мнению экспертов, Папуа – Новая Гвинея может стать крупнейшим мировым поставщиком золота (потеснив ЮАР). Поргера уже попала в ведущую десятку эксплуатируемых золотоносных месторождений в мире.
Любые неполадки в горнодобывающей промышленности глубоко отражаются на всей экономике Папуа – Новой Гвинеи. Из-за закрытия рудника на Бугенвиле в 1989 разгорелся вооруженный конфликт между местными сепаратистами и центральным правительством, которое не могло смириться с утратой важного источника дохода. В 1997 вследствие сильной засухи резко сократился поверхностный сток в бассейне р.Флай, по которой транспортируют продукцию месторождений Ок-Теди и Поргера.
В Папуа – Новой Гвинее обнаружены запасы нефти и природного газа. Предложен первый проект прокладки газопровода в Австралию, и за ним, вероятно, последуют другие проекты.
Красота природы Папуа – Новой Гвинеи и своеобразие культур населяющих ее народов тоже следует рассматривать как потенциальный ресурс развития иностранного туризма. Несомненно, эта страна более перспективна для развития туризма, чем острова Кука или Самоа.
/">Источник