ИНДОНЕЗИЯ, Республика Индонезия, крупнейшее государство в Юго-Восточной Азии и самое большое островное государство в мире. Территория Индонезии простирается между 6' 11" северной широты и 11' 15" южной широты, между 94'54" и 141' 05" восточной долготы. Согласно последним данным, в состав Индонезии входит 18 108 островов, из которых около 1000 имеют постоянное население. Границы страны преимущественно морские. На северо-западе Индонезия отделена Малаккским проливом и Южно-Китайским морем от Западной Малайзии и Сингапура, на северо-востоке морями Сулу и Сулавеси от Филиппин и Тихим океаном от Палау, на юго-востоке Тиморским и Арафурским морями от Австралии. На Калимантане Индонезия граничит с Восточной Малайзией, на о. Тимор – с Восточным Тимором и на о. Новая Гвинея – с Папуа – Новой Гвинеей.
Население Индонезии стало быстро увеличиваться с начала 19 в. По данным переписей, в 1930 в стране проживало 60,6 млн. человек, в 1961 – 97 млн., в 1971 – 119,2 млн., в 1980 – 147,5 млн. человек и в 1990 – 179,3 млн. Численность населения Индонезии в конце 1990-х годов возрастала примерно на 3 млн. человек в год. Согласно оценке на 2004, в Индонезии проживало 238,4 млн. человек. По этому показателю страна занимает четвертое место в мире после Китая, Индии и США.
Увеличение численности населения происходит за счет естественного прироста, характеризуемого высокой рождаемостью и постепенно снижающейся смертностью. Ежегодные темпы прироста в 1963–1970 оценивались в 2,8% в год, в 1970–1980 – 2,34%, в 1985 – 2,9%, но благодаря успешному осуществлению программы планирования семьи в 1990–1995 снизились до 1,7%. Сейчас прирост населения равен 1,5%. Рождаемость (2003) из расчета на 1000 человек составляет 21,49 человек. Уровень смертности 6,26 на 1000 человек. Средняя продолжительность жизни 68,94 года. При сохранении нынешних темпов роста ожидаемая численность населения в 2025 должна достигнуть 287 млн. человек.
В отличие от других мусульманских стран в Индонезии примерно равное число мужчин и женщин. Возрастная структура населения- лица до 14 лет 29,7%, с 15 до 64 лет – 65,4%, старше 65 лет – 4,9%.
Средняя плотность населения – 132 чел./кв. км. Распределение населения неравномерное. Например, на о-вах Ява и Мадура, занимающих ок. 7% площади Индонезии, живет свыше 70% всех жителей страны. Плотность населения здесь – ок. 916 чел./кв. км. (местами доходит до 1500–2500 чел./кв. км.). Противоположная картина наблюдается на о. Новая Гвинея: здесь на 22% территории Индонезии сосредоточен лишь 1% ее жителей (5,3 чел./кв. км). К слабообжитым районам Индонезии относится и о.Калимантан, покрытый влажными тропическими лесами. Плотность его населения (ок. 11,331 тыс. в 2000) составляла 20,7 чел./кв. км.
Государственное устройство. Индонезия – унитарное государство с президентской формой правления.
Конституция Индонезии, составленная Комиссией по подготовке независимости, введена в действие 18 августа 1945. С декабря 1949 по август 1950 в стране действовала Конституция Соединенных Штатов Индонезии. В августе 1950 принята Временная конституция. Конституция 1945 восстановлена 5 июля 1959. Однако многие положения конституции были недоработаны и не получили четкого разъяснения. В конституции не был определен механизм контроля за действиями исполнительной власти с тем, чтобы на государственном уровне обеспечить баланс политических сил. Более 30 лет (1966–1998) президент Сухарто правил в условиях режима провозглашенного им «нового порядка», присвоив себе решающее слово в управлении страной. Длительное нахождение Сухарто на высшем государственном посту дало ему возможность реализовать долгосрочные политические мероприятия. К наиболее важным относится закрепление за военными права принимать непосредственное участие в управлении страной и в политических акциях. При Сухарто за военными юридически была закреплена «двойная функция» – обеспечение безопасности страны и проявление социально-политической активности.
Политической и идеологической основой Республики Индонезия является Панчасила (на санскритском – «пять принципов»): Вера в единого и всемогущего Бога; Справедливое и цивилизованное человечество; Единство Индонезии, или национализм; Демократия, осуществляемая внутренней мудростью единогласия, вытекающая из дискуссий среди представителей; Социальная справедливость ко всему народу Индонезии. В 1985 вступил в силу закон, обязывающий все социальные и политические организации принять в качестве базовой идеологии принципы панчасила.
Право голоса имеют все граждане мужского и женского пола, достигшие 17-летнего возраста. Женатые люди могут голосовать независимо от своего возраста. Избранными в центральные или местные законодательные органы власти могут быть кандидаты, достигшие 21 года. Согласно закону о всеобщих выборах 1969, избирательных прав лишаются все, кто замешан в «событиях 30 сентября 1965», а также бывшие члены Коммунистической партии Индонезии.
Политические партии. Первые политические партии и организации («Буди Утомо», Индийская партия, «Сарекат ислам» и др.) появились в начале 20 века. После обретения страной независимости главную роль в политической жизни играли Национальная партия Индонезии (НПИ), Коммунистическая партия (КПИ) и мусульманские партии (Нахдлатул Улама, Машуми). Однако демократический эксперимент продолжался недолго. После установления системы «управляемой демократии», в начале 1960-х, правительством был принят курс на «упрощение» системы политических партий, в результате которого были запрещены не только Социалистическая партия Индонезии и Машуми (1960), заподозренные в участии в антиправительственных мятежах, но и десятки других более мелких партий. После прихода к власти Сухарто был наложен запрет на деятельность Компартии Индонезии. Однако, продолжая курс «упрощения партийной системы», Сухарто в то же время стремился придать своему режиму более демократический облик. С этой целью была основана политическая организация Голкар (Голонган карья), которая объединяла государственных служащих, офицеров и в меньшей степени студентов, крестьян, женщин и т.д. в т.н. «функциональные группы». Сухарто разрешил и политические организации, которые не пользовались поддержкой властей, но после выборов 1971 вынудил девять партий, различных по политической ориентации и религиозному составу, слиться в две, создав тем самым трехпартийную систему. Мелкие националистические и христианские партии (Национальная партия Индонезии, Союз защитников независимости Индонезии, Католическая партия, Христианская партия Индонезии и Партия неимущего люда) создали в 1973 Демократическую партию Индонезии, а вместо четырех мусульманских партий возникла Партия единства и развития.
Сегодня в стране действуют свыше 180 политических партий. Чтобы участвовать в парламентских выборах партия должна быть представлена по меньшей мере в 1/3 провинций и в 1/2 районов каждой из этих провинций. Закон о выборах запрещает партиям использовать государственные средства в ходе предвыборной кампании и предусматривает, что индивидуальные члены партий должны лояльно относится к принципам «панчасила» и не быть членами компартии или любой другой запрещенной организации. Политическая партия может быть запрещена, если в своих документах не ссылается на принципы «панчасила» и конституцию 1945. При этом не обязательно говорить, что сама партия базируется на этой идеологии, но требуется подтвердить, что партийные принципы, цели и программа не противоречат «панчасила».
Партии, набравшие менее 2% голосов, не имеют права участвовать в следующих выборах. Условия, необходимые для участия в парламентских выборах, состоявшихся 7 июня 1999, выполнили только 48 партий. По результатам выборов своих кандидатов в СНП провели 21 партия, из них 14 собрали менее 2% голосов. В парламенте, сформированном в 2004, количество партий сократилось до 17. По сравнению с выборами в 1999, светские националистические партии потеряли 8% голосов избирателей, но по-прежнему сохраняют большинство мест в парламенте (68%).
Экономика. До скачка мировых цен на нефть (1967–1973) среднегодовой рост ВВП Индонезии определялся внушительной цифрой 7,9%, причем наиболее быстро развивались финансовые структуры и строительство. С 1973 по 1981 рост ВВП замедлился до 7,5% в год, лидировали тот же финансовый сектор и отрасли обрабатывающей промышленности. Снижение показателя до 4,3% в период с 1981 по 1988 явилось следствием сокращения поступлений от экспорта нефти и газа. С 1989 по 1996 усилия центральных властей, направленные на развитие экспортных отраслей, обусловили увеличение ВВП более чем на 7% в год. Но самым впечатляющим оказалось повышение стоимости услуг и числа занятых в третичной сфере. Доход на душу населения вырос с 75 долл. в 1966 до 1 013 долл. в 1996, но рецессия, распространение безработицы и резкое падение курса индонезийской рупии, вызванные финансово-экономическим кризисом в 1997–1998, привели к снижению этого показателя в 1998 до 400 долл. Кризис выразился в снижении темпов экономического роста с 7,8% в 1996 до 2,9% в 1998, сокращении объема ВВП с 227 млрд. долл. в 1996 до 160 млрд. долл. в 2000. Однако, благодаря доходам от экспорта сырой нефти и газа, полученным в 2003–2004, объемы ВВП выросли с 172,9 млрд. долл. в 2002 до 758,8 млрд. долл. в 2004. Реальный рост ВВП в 2004 составил 4,1%, а доход на душу населения – 3200 долл. США. Однако такой рост привел лишь к усилению неравномерности распределения дохода.
/">Источник