Современная архитектура – это целая фантастическая страна. А уж если архитекторы берутся нас развлекать, то у них и вовсе получаются настоящие чудеса!
Архитектурные игрушки
В последние годы актуальной тенденцией во всех областях искусства становится интерактивность. В моде интерактивные игры, интерактивный театр, интерактивные выставки и экспозиции. Не составила исключения и архитектура, благо, технических предпосылок к такому повороту событий оказалось предостаточно. Разумеется, нечто подобное уже существовало и раньше: вспомните «потешные фонтаны» в Петергофе, комнаты кривых зеркал и прочие забавы, вроде сочинского монумента «Ухо», которому принято нашептывать «на ушко» свои тайные желания.
Но теперь – во времена сенсоров и сканеров – взаимодействовать со средой можно и на несколько другом уровне. Этим обстоятельством воспользовался основатель так называемой игровой архитектуры, голландец Ларс Спейбрук. На окраине голландского города Айндхофен он выстроил удивительный по форме павильон под названием SonO-house, который можно было бы назвать Домом или Музеем звука. Его необычность состоит в том, что это одновременно и помещение, и музыкальный инструмент (синтезатор). С помощью 23 сенсоров звучащая из динамиков «музыкальная» композиция постоянно видоизменяется под влиянием движений попавших в зону действия посетителей.
Остроумная затея Спейбрука была по достоинству оценена соотечественниками, и недавно власти небольшого городка Детинхема в целях рекламы заказали ему новую архитектурную «игрушку». На этот раз продвинутый зодчий придумал еще более глобальную интерактивную шутку, поучаствовать в которой может любой местный обладатель Интернета. Все ответившие на специальную анкету становятся участниками ежедневного «рейтинга настроений» в городе. В зависимости от поступающих на пульт результатов опроса, собственно архитектурный объект – 12-метровая башня-капля из матового пластика под названием D-tower – в режиме онлайн окрашивается в разные цвета (красный – любовь, желтый – страх, синий – счастье, зеленый – ненависть).
Новые музеи: скука здесь больше не живет
Сегодня соавторами – да что там говорить – истинными творцами музеев являются не ученые, а архитекторы и дизайнеры. Примером тому могут служить музеи так называемой нью-йоркской Музейной мили (Метрополитен, Музеи Гуггенхайма, Фрика и т. д.), а также совсем свежие образцы «храмов научно-технического просвещения».
В нынешних музеях нет места пыли и скучным молчаливым экспонатам, здесь не услышишь заученного бормотания экскурсоводов. К примеру, в музее Magna (Science Adventure Centre), расположенном на территории бывшего сталелитейного завода в английском городе Ротерхеме, о свойствах четырех первоэлементов природы (воды, земли, воздуха, огня) посетителям рассказывают вовсе не экскурсоводы, а… четыре интерактивные инсталляции. В фантастических пространствах музея, созданных не без участия компьютерных технологий, вам предложат ознакомиться со всеми вышеперечисленными стихиями с помощью настоящего огненного смерча, аэродинамической трубы и прочих научно-популярных аттракционов.
Одним словом, сегодняшний музей соответствует последним достижениям прогресса, и если это «храм муз», то муз технически хорошо подкованных. Та же история, кстати, происходит и с библиотеками. С некоторых пор библиотека – хранилище не только книг, как это следует из названия, но и прочих источников и носителей информации. Уже придумано новое слово – «медиатека», по сути это многофункциональный информационный центр.
Так, построенная 6 лет назад медиатека японца Тойо Ито в городе Сендай на севере Японии гораздо больше напоминает город, чем обычное учреждение культуры – со множеством информационных центров, кафе, магазинов, лекционных и кинозалов… Само ее здание больше похоже на стеклянный «колпак», которым целый городской квартал накрыли от дождя. В общем, получать знания сегодня принято не «в тиши библиотек», а в процессе приятного времяпрепровождения. Кто знает, а может, это и к лучшему?
Гуггенхайм шагает по планете
Сегодня музеев имени американского коллекционера беспредметного искусства (и миллионера) Соломона Гуггенхайма в мире не менее пяти штук, всего же у Фонда Гуггенхайма 15 выставочных площадок по всему миру. По традиции музеи Гуггенхайма располагаются в необычных и эффектных зданиях: первое из них было построено в Нью-Йорке американским архитектором-новатором Франком Ллойдом Райтом еще в 1959 году. А в конце века появился сногсшибательный музейный комплекс в испанском Бильбао, автором которого стал также пионер суперновой архитектуры – американец Фрэнк Гери. В Венеции коллекция Гуггенхаймов размещается ни много ни мало во дворце, а вот в Лас-Вегасе, как ни парадоксально это звучит, – в Венеции, а вернее, в ставшем уже знаменитым отеле-двойнике с тем же названием.
Сегодня победное шествие раскрученного бренда продолжается, и самым заметным проектом нашего времени (помимо отложенного из-за трагических событий 11 сентября строительства еще одного Гуггенхайма в Нью-Йорке) является гигантский музейный комплекс, который намереваются построить в столице Объединенных Арабских Эмиратов – Абу-Даби. К 2012 году на острове Саадият (что по-арабски означает «остров счастья») должны появиться несколько мощных музеев мирового уровня, спроектированных самыми титулованными архитекторами наших дней: Фрэнком Гери, Тадао Андо, Захой Хадид и Жаном Нувелем – в лучших ближневосточных традициях. Культурный центр в Абу-Даби станет первым и единственным подобным комплексом на Ближнем Востоке.
Семь чудес света в Дубае
Сегодня ОАЭ являются едва ли не главным мировым центром архитектурных событий: помимо музейного комплекса в Абу-Даби, с большой помпой здесь строится первый в истории зодчества подводный отель (Hydropolis), а параллельно там же, в Дубае, недавно стартовал не менее уникальный проект под названием Falcon City of Wonders («Город чудес Фалькон»).
«Самый большой познавательно-развлекательный центр на Ближнем Востоке», как позиционируют Falcon City of Wonders его создатели, соберет на своей территории небывалый «диснейленд», состоящий даже не из копий, а из подлинных – восстановленных в натуральную величину – знаменитых Семи чудес света! Все существовавшие до этого игрушечные мини-города и даже life-size-копии, как говорится, «отдыхают»: в Дубае должны появиться на свет объекты, которые никто из ныне живущих нигде, кроме как на картинке, еще не видел.