Гендиректора “Укрзализныци” Владимир Козак заявляет, что в следующем году рост тарифов на грузовые перевозки будет экономически обоснованным и согласованным с потребителями. Кроме того, Минтранссвязи, по-видимому, готово отказаться от нынешних полномочий в области тарифного регулирования вообще. Эксперты считают, что данные сдвиги приблизили бы деятельность компании к рыночным стандартам.
Недавно генеральный директор Государственной администрации железнодорожного транспорта “Укрзализныця” Владимир Козак заверил потребителей услуг подведомственной ему компании, что в нынешнем году тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом повышаться не будут. Это произойдет, согласно планам руководства “Укрзализныци”, с 1 января 2007 года. Собственно говоря, как уточнил г-н Козак, речь идет даже не столько о планах, сколько прогнозах. Так, по информации и. о. гендиректора, за семь месяцев нынешнего года, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, расходы “Укрзализныци” только на топливо возросли примерно на 30%. И это, разумеется, не единственный параметр. Как констатировал г-н Козак, “предполагаемый рост тарифов будет продиктован причинами сугубо экономического характера и, в первую очередь, общим подорожанием”. Естественно, что в данный момент руководство “Укрзализныци” пока не готово сказать, насколько дороже потребителям будут обходиться грузоперевозки с января будущего года. Однако г-н Козак заверил их также и в том, что решение по этому поводу обязательно будет экономически обоснованным и выверенным в ходе диалога с самими потребителями.
Нетрудно заметить, что в декларируемых новым руководством железнодорожного монополиста намерениях есть немало нового. Так, для начала, впервые за много лет была сломана традиция “сезонного” подорожания услуг “Укрзализныци” по перевозке грузов, которое, как правило, происходило каждую весну и осень. Во-вторых, впервые руководство “Укрзализныци” обещает обнародовать новые тарифы после соответствующих подсчетов (ведь, опять-таки, как правило, ранее цифры преподносились без всякого обоснования). И, наконец, в третьих, впервые “Укрзализныця” инициирует диалог с потребителями ее услуг до принятия соответствующего решения. Конечно, заключать из этого всего, что компания радикально изменила собственные подходы в области тарифной политики, вероятно, рано. Но, в любом случае, данная декларация намерений звучит весьма обнадеживающе.
Не менее обнадеживающий вид имеет также и заявленная новым руководством “Укрзализныци” позиция относительно “больного” вопроса о том, кто должен располагать решающими полномочиями в области регулирования тарифов на грузовые перевозки. Так, по мнению г-на Козака, их следовало бы передать специально сформированному для этого Комитету по тарифам, который находился бы в подчинении правительства. Эта идея, несомненно, нова, поскольку, до сих пор считалось, что эти полномочия должны принадлежать либо самому Министерству транспорта и связи Украины, либо правительству, либо, возможно даже Верховной Раде.
Напомним, что до января 2003 года порядок формирования тарифов на железнодорожные грузоперевозки определялся Постановлением Кабмина “Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)” от 25 декабря 1996 года. Согласно этому документу, тарифы на грузоперевозки предлагались и утверждались Минтранссвязи, а функция их согласования и экономического обоснования принадлежала Министерству экономики Украины. Однако позднее в это Постановление были внесены изменения, в соответствии с которыми функция согласования тарифов была передана правительству.
В конце прошлого года Минтранссвязи начал активно добиваться возврата к порядку, действовавшему до января 2003. Так, тогдашний министр транспорта и связи Украины Виктор Бондарь заявил, что полномочия по регулированию тарифов на перевозки грузов должны быть изъяты из компетенции Кабмина и возвращены Минтранссвязи. По его словам, это позволило бы транспортникам “более оперативно реагировать на ситуацию на рынках”. К весне нынешнего года идея о данной смене полномочий была оформлена в виде проекта Постановления Кабмина, который получил одобрение правительственного Комитета по развитию реального сектора экономики. На сей раз руководство Минтранссвязи не сочло нужным комментировать предпринятый шаг, упомянув лишь, что этот нормативный акт “направлен на упрощение процедуры формирования тарифов”. И, наконец, в мае, после утверждения финансового плана “Укрзализныци”, правительство Юрия Еханурова таки вернуло Минтранссвязи полномочия по регулированию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по согласованию с Минэкономики и Министерством финансов Украины.
Примерно месяц спустя в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект “О внесении изменений в Закон Украины “О железнодорожном транспорте”, согласно которому право утверждать железнодорожные тарифы должно быть передано самой Раде. Автор законопроекта считает, что нормы ныне действующего транспортного законодательства обеспечивают “отстранение железных дорог от ответственности и ее перенос на грузовладельца, грузополучателя и грузоотправителя”. Принятие же предлагаемого им законопроекта, по его мнению, упразднило бы монопольное право Минтранссвязи “разрабатывать и согласовывать под собственные нужды документы, регламентирующие взаимоотношения железной дороги с потребителем, независимо от его формы собственности, условий деятельности и других факторов”.
Разумеется, подобная законодательная инициатива не встретила одобрения бывшего генерального директора Государственной администрации железнодорожного транспорта “Укрзализныця” Василия Гладких, который тотчас же выступил с резкой критикой документа. По его мнению, “предложенные в нем подходы не только не согласуются с законами Украины, нормами Хозяйственного кодекса, в части равной защиты государством всех субъектов хозяйствования, но и противоречит Конституции Украины вообще”. Впрочем, его нынешний преемник г-н Козак придерживается аналогичного мнения, считая, что передавать полномочия в сфере тарифного регулирования Верховной Раде было бы, по меньшей мере, нецелесообразно вследствие сильной подверженности парламента политической конъюнктуре. Однако при этом новый гендиректор все-таки и не склонен думать, что тарифное регулирование должно по-прежнему оставаться прерогативой Минтранссвязи.
Итак, вопрос о том, будет ли реформирована сама “Укрзализныця” и обретет ли ее хозяйственная деятельность большую экономическую обоснованность, по-прежнему остается вопросом. Однако последние заявления ее нового руководства свидетельствуют, как минимум, о том, что он вынесен на повестку дня. А значит – постепенно может быть решен.
Елена Герасимова,
Деловое издание E-NEWS
e-news.com.ua