• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Эмуляция общественности

    Опубликовано: 2006-09-01 17:01:00

    К первому сентября большинство мобильных операторов ввели новые тарифные линейки. Оригинальнее всех это сделала компания UMC.

    Еще неделю назад страна узнала об общественной инициативе «Дави Тариф», которая рекламировалась на телевидении в прайм-тайм, и на многочисленных биллбордах по всей стране. Стоимость задействованных рекламных времени и площадей говорила о том, что общественной инициативой тут и не пахнет – у общественности нет таких денег. Впрочем, и на биллбордах, и в ТВ-роликах фигурировали реквизиты UMC, что свидетельствует о том, что рекламную кампанию оплачивал именно этот оператор (это же подтверждали источники в агентствах). Поэтому у подавляющего большинства представителей общественности сложилось устойчивое впечатление, что UMC эту общественность просто “поимела”.

    Маркетинговые партизаны

    Дальнейшие события подтвердили, что «таки да». Сначала на сайте “общественной” инициативы появилась информация, что ей удалось заинтересовать в своих идеях “одного крупного оператора”, затем UMC распространила информацию о том, что подготовила новые тарифные предложения с учетом мнения «давитарифов». Созналась UMC даже в том, что «предоставила группе информационную поддержку, разрешив разместить на пустующих билбордах компании баннеры общественной инициативы».

    PR-менеджер UMC Ярина Ключковская пояснила, что площади и время все равно были зарезервированы под тизерную компанию по продвижению новых тарифов. «Мы предложили: поскольку мы первые, наверное, откликнулись на вашу инициативу, нам интересно это использовать. Нам интересно, чтобы люди знали, что эти тарифы мы разрабатывали совместно. Поэтому те места, забронированные под тизерную кампанию, мы отдали им. Мы не скрывали, что это реклама UMC», - говорит Я.Ключковская.

    На официальном сайте инициативы празднуют победу. «Каменты на неофициальном сайте инициативы - жгут». Отметим также, что ни один из сайтов не содержит реальных имен и реальных координат «инициативщиков». Многие журналисты отмечали на последней пресс-конференции UMC, что попытки связаться с ними были безуспешными.

    Факт, что лишь через два дня (см. хронологию на сайте) после начала пикетирований «инициативщиков» «один крупный оператор» пошел им навстречу, выглядит маловероятным. В свете, например, нулевой реакции той же UMC на нешуточные протесты против одностороннего изменения компанией условий пользования «безлимитными» тарифными планами.

    Хотя, судя по всему, к такому гениальному креативу пиарщиков UMC подтолкнули именно эти протесты. Идея понравилась, и кто-то решил организовать эмуляцию общественной активности перед введением новых тарифов. Пожелаем этому «кому-то» получить премию. Хотя бы за идею. Потому что исполнение, при котором на каждом углу торчали уши UMC, напрямую вредит имиджу оператора. Прессе это демонстрирует непрофессионализм его пиар-подразделения. Инвесторам, сопоставляющим этот факт с ухудшением финансовых показателей UMC, говорит о симптомах системного кризиса в менеджменте компании. А у общественности остается неприятный осадок: от ее имени, но без ее ведома, крупная компания решает свои коммерческие вопросы. Да и сама идея подобных общественных инициатив, носящаяся в воздухе, заметно дискредитирована.

    Тарифы от “общественности”

    Что же предложила UMC «общественность», и чему вняла UMC?

    О намерениях «оптимизировать» линейку тарифных планов в компании говорили давно. Этот вопрос всплывал и при обсуждении злополучного «Безлимитного-2006». Напомним: его введение, точнее, ограничение предоплаченного времени звонков на другие сети тысячей минут, было объяснено необходимостью исключить субсидирование тех абонентов, которые совершают большое количество более дорогих межсетевых звонков теми абонентами, которые больше звонят внутри родной сети. То есть было направлено на стимулирование роста внутрисетевого трафика, более дешевого как для компании так и для клиентов.

    Как и следовало ожидать, в новых тарифах стоимость внутрисетевого трафика снижена. Тариф «Сеть-Город» предлагает звонки на номера всех групп тарифных планов UMC по 25 коп. за минуту, а на номера «корпоративной группы», если она есть – 20 коп./мин. Снижена также стоимость звонков на городские сети: до 50 коп./мин. Стоимость SMS выше среднерыночной – 34 коп., а стоимость звонков на сети иных мобильных операторов – 1,1 грн./мин. Сохраняется плата за соединение – 27 коп. Тариф как тариф, не хуже и не лучше предложений конкурентов. Единственное, тариф акционный: подключение к нему осуществляется до 15 ноября.

    Самым же интересным является тариф «Минимальный», введенный как для «контрактников», так и для «симсимщиков». Именно он, как утверждает UMC, разработан с участием группы «Дави Тариф». Тариф действительно интересный: 50 копеек за минуту на все направления, включая мобильных операторов, при этом доступны два номера «семьи» по 10 коп. за минуту (в прошлом флэт-тарифе «Эконом-семья» была недоступна). Плата за соединение сохраняется.

    «Эти люди не пришли и не сказали, что «давайте все на шару». Они понимают, что бесплатно не будет», - похвалила Ярина Ключковская реалистичность пожеланий «общественности». Тариф, правда, еще более акционный. Подключение на него заканчивается 14 ноября, а действовать эти расценки будут только до 31 декабря. Правда, замдиректора по маркетингу Святослав Горбань обнадежил, что если данный тарифный план будет популярен, то, возможно, действие предложения будет продлено. В том, что он будет популярен, можно не сомневаться. Скорее всего, акционность – лишь способ стимулировать рост подключений в ближайшие два месяца, чтобы обогнать по этому показателю конкурентов.

    Внутрисетевой нуль

    А конкуренты еще раньше вышли на рынок с «убийственными предложениями». Так, стандарт внутрисетевого тарифа фактически задал «Астелит»: тарифный план «Свободный life:)», подразумевающий полностью бесплатное (даже без платы за соединение) внутрисетевое общение. К этому стандарту теперь будут неотвратимо стремиться тарифные планы и остальных сотовых операторов. Подтверждение – новый тариф «Билайна» «Говорун», со стоимостью минуты внутрисетевого трафика в 1 коп. и дешевыми внутрисетевыми SMS. Кстати, некоторые факты относительно инициативы «Дави Тариф» говорят о том, что ее начали после получения UMC информации о готовящихся конкурентами killer applications.

    Несмотря на панику, вызванную на рынке инициативой «Астелита», «Свободный life:)» остается нишевым тарифом. Поскольку рыночная доля “Астелита” по количеству абонентов составляет менее 10%, можно предположить, что у среднего украинского пользователя мобильной связи, особенно проживающего не в крупных городах, немного знакомых, пользующихся life:). Поэтому переход на обслуживание в «Астелит» вряд ли будет массовым. Однако этот тарифный план хорош для создания мобильных «корпораций», «групп», «семей» и т.д. Особенно в качестве второго номера. Тогда экономия действительно будет существенной.

    К тому же, «Свободный life:)» не слишком «шаровый». За переход на новый тариф нужно заплатить 20 гривень. С 1 ноября для тех пользователей этого ТП, которые тратят на связь менее 25 грн. в месяц, вводится плата за соединение 25 коп. Так что если несколько миллионов «латентных life:)-овцев» решат возобновить пользование оператором ради новой услуги, то пару-тройку десятков миллионов долларов оператор заработает полюбому. Другое дело, что при расходах компании на строительство сети это – капля в море. И «основную проблему life:)» - чрезвычайно низкую доходность абонентов – введение нового тарифного плана не решает, а скорее усугубляет. Нагрузка на сеть значительно вырастет (ТП стимулирует трепаться часами), а доходы от абонентов – нет.

    Звонки на другие сети в новом тарифном плане life:) не самые дешевые – гривна за минуту. У ближайшего конкурента – «Говоруна» от «Билайн» - 95 коп. за минуту (наверное, в порядке компенсации более дорогой однокопеечной внутрисетевой минуты).

    В этой связи нужно отметить, что тариф на межсетевые звонки ни у одного из операторов почти не опускается ниже 15 центов за минуту. Примеры: ТП «Билайн – Говори Легко» - 70 коп./мин., «life:) 100” (на контрактрых тарифах life:), как и в нижеприведенных тарифах крупных мобильных операторов, присутствует плата за соединение) – 60 коп./мин., “UMC 120” – 80 коп./мин., «Sim-Sim Эконом» и «ACE&BASE Простой Старт» – 75 коп./мин., «ACE&BASE День и Ночь» - 65 коп./мин. и т.д. На этом фоне «Минимальный» от UMC с его 50 коп. на «внешсеть» действительно был бы привлекателен, если бы не был акционным.

    Казалось бы, выгоднее всего использовать для звонков на другие сети «безлимитные» пакеты. Однако если поделить абонплату в «Безлимитном-2006» от UMC – 600 гриевен – на 1000 пакетных минут, то стоимость минуты окажется все те же 60 копеек. Аналогичные показатели будут и у «Киевстара» в ТП «Неограниченный»: абонплата там ниже, пакетных минут нет, но есть плата за соединение от 10 коп. до 1 грн.

    Особенности национального интерконнекта

    Стоимость «межсетевой» минуты у всех операторов ограничена снизу стоимостью интерконнекта. То есть тарифами на доступ к сетям друг друга. Мобильные операторы не разглашают этих цифр. Государство в лице НКРС устранилось от регулирования этого вопроса, установив, что расценки на доступ к сетям определяются операторами путем заключения двусторонних договоров. Из различных неофициальных источников известно, что стоимость минуты интерконнекта колеблется на уровне 40-50 коп. Соответственно, ниже этой планки не может опуститься и межсетевой тариф для конечного пользователя. По-видимому, тарифы в 70 коп./мин. и ниже в значительной степени дотируются операторами, их предлагающими, или находятся на границе себестоимости. Чтобы мобильные операторы могли предложить дешевые звонки на все направления, они должны договариваться с коллегами о снижении стоимости интерконнекта.

    Из тех же неофициальных источников известно, что «крупные и старые» мобильные операторы не спешат идти навстречу «операторам второй волны» в этом вопросе. И устанавливают достаточно высокие расценки на доступ к своим сетям. Справедливо опасаясь, что стоит сбавить цену, и «новички» с гораздо большей легкостью пойдут на снижение рентабельности, установив низкие, а значит более привлекательные тарифы на звонки на все направления. «Новички», устав бороться с «мэтрами», выступают за более жесткое государственное регулирование межоператорских взаиморасчетов, исключающее возможность ценового давления операторов друг на друга. Проект решения «О порядке проведения взаиморасчетов между операторами сетей фиксированной телефонной связи и операторами сетей подвижной (мобильной) связи» разрабатывается НКРС, однако когда он будет принят – пока неизвестно.

    Практика, при которой тарифы на звонки на сети других операторов значительно выше внутрисетевых тарифов, характерна для мобильных операторов во всем мире. Если пробежаться по интернет-сайтам зарубежных операторов, то можно обнаружить уже давно забытые в Украине тарифы 40-50 центов за минуту. И это в Западной Европе! Но это будут именно заградительные тарифы на звонки на чужие сети, стимулирующие абонентов говорить по «родным» номерам.

    Итак, можно спрогнозировать, что по достижении рынком мобильной связи Украины долгожданного состояния насыщения, тарифные политики операторов придут к общему знаменателю: низкие или нулевые внутрисетевые тарифы, и межсетевые тарифы на 20-50% выше стоимости интерконнекта. В такой ситуации, для достижения наибольшей экономии, абоненту нужно иметь по номеру от каждого оператора (и, соответственно, несколько «трубок»). В записную книжку каждой из SIM-карт ввести только абонентов «родного» оператора, и звонить им только с этого номера по внутрисетевым тарифам. Ответные звонки собеседников также будут внутрисетевыми, а значит выгодными и им. Копим деньги…

    Николай Лапин, «proIT»

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.