Юлия Тимошенко в Совбезе, Александр Турчинов – в кресле вице-спикера парламента, Михаил Бродский возглавляет АП, то есть Секретариат президента. Так может закончиться непримиримая борьба БЮТ против "коммуно-олигархического сговора" в ВР и "второй Майдан", который неудачно пытались организовать сторонники Тимошенко и отдельные "нашеукраинцы". Однако часть комитетских портфелей, которые антикризисная коалиция вчера пожертвовала видным представителям НСНУ, сразу умерила революционный пыл "любимых друзей" и желание основных спонсоров партии власти раскручивать тему досрочных выборов парламента…
Как говорил герой одного мультика: "А зачем? Нас и здесь неплохо кормят...". Но вернемся к блоку Тимошенко и его новой роли в сложившейся ситуации – ситуации "разгрома"” оранжевой коалиции. Под "давлением" бизнесменов из собственной фракции, Юлия Владимировна в последний момент стала заскакивать на подножку уходящего комитетского поезда и лихорадочно вписывать своих фракционеров в клеточки кадрового кроссворда, составленного ПР – КПУ – СПУ. В итоге блок Тимошенко отхватил себе парочку неплохих комитетов. Плюс кресло вице-спикера парламента, которое "закреплено" за Александром Турчиновым. Да, предполагалось, что на этом месте должна быть реклама Николая Томенко, но он, как всегда, "пролетел". Будет специализироваться, на том, что ему привычней: "птица говорун отличается умом и сообразительностью". Потому что пост вице-спикера может еще послужить БЮТ и ее лидеру в реализации затаенных амбиций. Все-таки надо немного знать Тимошенко, чтобы понимать – провал кампании "премьер-2" ее не остановит, так же, как и мнение спонсоров фракции о текущем политическом моменте.
Это Петр Порошенко может "удовлетвориться" должностью главы профильного комитета и относительно спокойно жить дальше. Юлия Владимировна не такая. Она как Остап Бендер, поучающий Шуру Балаганова: "Я бы взял частями, но мне нужно сразу". Для счастья. Так что трудоустройство Турчинова имеет стратегическое значение для леди Ю. Конечно, это место несколько дискредитировано Александром Зинченко, который занимал пост просто "вице" при спикере Владимире Литвине. Кому, спрашивается, нужен приставной стул с поломанными ножками? Это же вам не "славянский шкаф"… Короче, Зинченко блестяще показал, как можно достаточно неплохое место превратить в техническое подразделение президиума ВР: ну там бумажку подать, нужную страницу регламента открыть, слушания организовать.
Неудивительно, что даже среди новых коалиционеров мало кто горел желанием занять эту должность: пафоса много, а толку мало. Все-таки, в ПР, СПУ и, тем более, КПУ собрались практичные ребята, действующие по принципу: "мне не шашечки, мне ехать надо". А тут Турчинов… Ну пусть будет Александр Валентинович. Не сразу, конечно. Коалиция немного подвесила креатуру Юлии Владимировны: сначала раздел комитетов, потом – голосование по вице-спикеру. Поэтому фракция БЮТ воздержалась от голосования за комитетское постановление, и предпочитала свысока наблюдать за торгами: "Это тебе, это мне, это Козлевичу… – А ему зачем? Он и на десятку не наработал… – А он из НСНУ – это наши партнеры, которые постепенно имплантируются в широкую коалицию". Частями.
Вчера лишь 45 "нудистов" участвовали в распределении кадровых "пряников". Остальные гордо стояли в сторонке… Возможно, они рассчитывают присоединиться к блоку Тимошенко, который позиционируется как единственная радикальная оппозиция: "Юлина партия – совесть народная, нас к торжеству… чего-то там ведет". Тимошенко, скорее всего, не сдалась. Она просто отступила. И пост в президиуме, который занимает верный Александр Турчинов, еще способен принести ЮВТ политические дивиденды. Достаточно вспомнить опыт Виктора Медведчука, который, говорят, сейчас консультирует Юлию Владимировну.
Виктор Медведчук, как известно, тоже начинал свою карьеру "демона украинской политики" в вице-спикерской должности. На этом посту ему удалось: организовать и возглавить "бархатную революцию" в 2000-м году, которая привела к смещению спикера Александра Ткаченко и "переформатированию" президиума ВР, стать идеологом и организатором всеукраинского референдума, итоги, которого правда, не удалось имплементировать в Конституцию. Поэтому не исключено, что Юлия Владимировна рассматривает Александра Турчинова как современный "аналог" лидера СДПУ(о) и возлагает на него надежды, связанные с организацией "переворота" в парламенте. Все-таки, занимая кресло по правую руку от спикера, Турчинов может стать надежным источником информации о "кулуарных" делах и раскладах антикризисной коалиции, отслеживать все перемещения, настроения и тенденции. Опыт руководителя Службы безопасности должен был приучить Александра Валентиновича правильно распоряжаться полученными сведениями.
Неудивительно, что против кандидатуры экс-главы СБУ резко выступают сейчас "регионалы" – они же и заблокировали вечернее голосование по "заполнению" президиума. Видимо, лидеры ПР интуитивно чувствуют подвох в назначении вице-спикером Турчинова, вот и противятся ему со страшной силой. Для спикера Александра Мороза тоже не большая радость видеть коллегой одного из лидеров БЮТ, но Сан Саныч просто лучше умеет скрыть свои чувства. Хотя, безусловно, Мороз тоже помнит события в "Украинском доме" и вряд ли хочет стать "жертвой" очередной революции, организовывать которые умеет Юлия Владимировна.
Резюмируя, можно сказать, что лидеры антикризисной коалиции постараются сделать все возможное, то бы вынудить БЮТ "заменить" бойца. Поскольку большинство депутатов от БЮТ – либо бизнесмены, либо революционеры, то кандидатов в вице-спикеры не так уж и много. Тем более, если учесть, что Юлия Владимировна мало кому доверяет, еще меньшее число людей оказывает на нее влияние. Кто остается? Опять-таки Николай Томенко. Его "регионалы" и левые поддержат двумя руками: он абсолютно безопасен, потому что ни на что не способен.
Ольга Завьялова, VERSII
e-news.com.ua