Все, что вы хотели знать об этом рынке, но боялись спросить
За последнее десятилетие мобильный телефон из атрибута нового русского превратился в один из самых массовых товаров. А число точек продажи карточек предоплаченного сервиса (в дальнейшем – КПС) больше, чем по любому другому товару.
Телефон стал неизменным спутником подавляющего большинства из нас, тем более, что производители не стоят на месте, предлагая новые и новые варианты его использования (смартфоны, например).
Мобильный телефон – товар, достаточно парадоксальный для нашей страны, особенно учитывая уровень жизни граждан Украины. Например, в Англии человек меняет «мобильник», в среднем, раз в два года. Средний украинец же делает это два раза в год. Благодаря массированной рекламе мобильная связь превратилась не только в способ коммуникации. Теперь уже школьники младших классов похваляются друг перед другом последними обновлениями в моделях. А в определенных кругах несолидно иметь телефон дешевле определенной суммы.
Войны операторов между собой и с антимонопольным комитетом - это еще одна масштабная составляющая рынка. Однако не будем задерживаться на ней подробно, лишь в общих чертах обрисуем, как она отражается в розничной торговле.
Уникальность мобильного телефона заключается в полной свободе его абонента относительно пребывания в пространстве. «Мобильник» сделал человека совершенно свободным от телефонных проводов, изменил деловую среду и значительно повысил как уровень бизнеса, так и комфорта общения большинства из нас. А постепенное удешевление связи, телефонов и конкуренция между их производителями делает все большее количество вербальных контактов на Земле мобильными.
Мобильная розница
Участники лишь некоторых рынков торговли отмечают, что конкуренция между магазинами еще далеко не на пике. К таковым относятся классические супермаркеты, а также магазины мобильных телефонов.
Количество салонов мобильной связи на миллион жителей в крупном городе таково:
1996 | 5 |
1999 | 50 |
2003 | 200 |
2006 | 700 |
Вариантов продажи телефонов существует множество, в общих чертах можно рассматривать два основных рынка – первичный и вторичный.
Вторичный рынок – это продажа б\у телефонов, которой занимаются как на коммерческой основе (предприниматели), так и просто друзья-приятели. С удешевлением телефонов он все менее притягателен, и «профессионально» работают на нем все меньше людей.
Первичный рынок составляют несколько видов торговых точек:
Тип торговой точки | % продаж | Примечания |
Специализированный магазин | Телефоны – 40 % Карточки – 20 % | Постепенно, все больше доминируют сетевые магазины национальных и даже международных («Евросеть») операторов. |
Специализированные магазины электроники и бытовой техники | Телефоны – 25 % Карточки – 10 % | Пользуются наибольшим доверием со стороны потребителя. |
Отделы в продуктовых супермаркетах | Телефоны – 15 % Карточки – 25 % | |
Радио-рынки | Телефоны (новые) – 25% Карточки – 15 % | Место продажи «серого» и «черного» импорта |
Прочая розница, в т. ч. «зонтики», продающие КПС | Карточки – 30 % | Продают, иногда, дороже номинала. |
Специализированные магазины все более доминируют, отбирая долю продаж у отделов в продуктовых супермаркетах.
Главная тому причина – цена, которую (благодаря объему закупки) специализированные сети могут держать на принципиально ином уровне (на 5-20 % ниже). Доминирующим каналом сбыта карточек по-прежнему остается прочая розница, которая постоянно «напоминает» потребителю о необходимости поддержать баланс счета.
Мобильные операторы
Как известно, первым оператором Украины была компания «UMC», которая когда-то работала еще в стандарте NMT. Стандарт этой компанией поддерживается и сейчас, хотя на нем нет абонентов. Для чего, спросите вы? Ответ одного из экспертов рынка прост. UMC, вероятно, планирует переводить связь на другой стандарт (вместо GSM), предположительно – CDMA. Это может произвести революцию цен на украинском рынке. Однако можно прогнозировать, что, как и все масштабные изменения, их, в каком то варианте продублирует «заклятый друг» «UMC» – «Kyivstar».
Эти два кита украинского GSM по-прежнему успешно отражают атаки антимонопольного комитета во главе с Алексеем Костусевым.
Их конкуренты постепенно наращивают «мускулы», увеличивая конкуренцию, и провоцируя дальнейшее снижение тарифов.
«Life» занял прочное третье место по числу абонентов на Украине.
«Голден Телеком» занимается и проводной телефонией. Количество его беспроводных абонентов в последние годы особенно не меняется. Да и покрытие (Киев, Одесса, Днепропетровск) ограничивает возможности развития.
Российский оператор «Билайн» (к которому относится и «Моби») пока удивляет несоразмерностью рекламной атаки и весьма посредственным качеством связи. Будем надеяться, что со временем их амбиции подтвердятся достойным исполнением.
К рынку присматриваются и другие российские операторы и можно надеяться, что если не антимонопольный комитет, так конкуренция поспособствуют дальнейшему падению тарифов.
Помимо доминирующего GSM-стандарта, мобильную связь предлагают операторы «DCC», «Wellcom» и «Интертелеком». Первая и последняя компании предлагают, помимо прочего, бесплатные городские номера. Но воспользоваться их услугами можно с помощью небольшого числа специализированных магазинов. Обладатели этих телефонов, как правило, имеют еще один в стандарте GSM.
Подробнее читайте в журнале "Торговое Дело" №7/ 2006, www.torgovoedelo.com
По вопросам приобретения журнала обращайтесь по тел.: +38 044 275 14 37, +38 067 630 36 20
e-news.com.ua