Плюс мобилизация всей страны

10 июл, 12:05

Все, что вы хотели знать об этом рынке, но боялись спросить

За последнее десятилетие мобильный телефон из атрибута нового русского превратился в один из самых массовых товаров. А число точек продажи карточек предоплаченного сервиса (в дальнейшем – КПС) больше, чем по любому другому товару.

Телефон стал неизменным спутником подавляющего большинства из нас, тем более, что производители не стоят на месте, предлагая новые и новые варианты его использования (смартфоны, например).

Мобильный телефон – товар, достаточно парадоксальный для нашей страны, особенно учитывая уровень жизни граждан Украины. Например, в Англии человек меняет «мобильник», в среднем, раз в два года. Средний украинец же делает это два раза в год. Благодаря массированной рекламе мобильная связь превратилась не только в способ коммуникации. Теперь уже школьники младших классов похваляются друг перед другом последними обновлениями в моделях. А в определенных кругах несолидно иметь телефон  дешевле определенной суммы.

Войны операторов между собой и с антимонопольным комитетом - это еще одна масштабная составляющая рынка. Однако не будем задерживаться на ней подробно, лишь в общих чертах обрисуем, как она отражается в розничной торговле.

Уникальность мобильного телефона заключается  в полной свободе его абонента относительно пребывания в пространстве. «Мобильник» сделал человека совершенно свободным от телефонных проводов, изменил деловую среду и значительно повысил как уровень бизнеса, так и комфорта общения большинства из нас. А постепенное удешевление связи, телефонов и конкуренция между их производителями делает все большее количество вербальных контактов на Земле мобильными.

Мобильная розница

Участники лишь некоторых рынков торговли отмечают, что конкуренция между магазинами еще далеко не на пике. К таковым относятся классические супермаркеты, а также магазины мобильных телефонов.

Количество салонов мобильной связи на миллион жителей в крупном городе таково:

1996

5

1999

50

2003

200

2006

700

Вариантов продажи телефонов существует множество, в общих чертах можно рассматривать два основных рынка – первичный и вторичный.

Вторичный рынок – это продажа б\у телефонов, которой занимаются как на коммерческой основе (предприниматели), так и просто друзья-приятели. С удешевлением телефонов он все менее притягателен, и «профессионально» работают на нем все меньше людей.

Первичный рынок составляют несколько видов торговых точек:

Тип торговой точки

% продаж

Примечания

Специализированный магазин

Телефоны – 40 %

Карточки – 20 %

Постепенно, все больше доминируют сетевые магазины национальных и даже международных («Евросеть») операторов.

Специализированные магазины электроники и бытовой техники

Телефоны – 25 %

Карточки – 10 %

Пользуются наибольшим доверием со стороны потребителя.

Отделы в продуктовых супермаркетах

Телефоны – 15 %

Карточки – 25 %

Радио-рынки

Телефоны (новые) – 25%

Карточки – 15 %

Место продажи «серого» и «черного» импорта

Прочая розница, в т. ч. «зонтики», продающие КПС

Карточки – 30 %

Продают, иногда, дороже номинала.

Специализированные магазины все более доминируют, отбирая долю продаж у отделов в продуктовых супермаркетах.

Главная тому причина – цена, которую (благодаря объему закупки) специализированные сети могут держать на принципиально ином уровне (на 5-20  % ниже). Доминирующим каналом сбыта карточек по-прежнему остается прочая розница, которая постоянно «напоминает» потребителю о необходимости поддержать баланс счета.

Мобильные операторы

Как известно, первым оператором Украины была компания «UMC», которая когда-то работала еще в стандарте NMT. Стандарт этой компанией поддерживается и сейчас, хотя на нем нет абонентов. Для чего, спросите вы? Ответ одного из экспертов рынка прост. UMC, вероятно, планирует переводить связь на другой стандарт (вместо GSM), предположительно – CDMA. Это может произвести революцию цен на украинском рынке. Однако можно прогнозировать, что, как и все масштабные изменения, их, в каком то варианте продублирует «заклятый друг» «UMC» – «Kyivstar».

Эти два кита украинского GSM по-прежнему успешно отражают атаки антимонопольного комитета во главе с Алексеем Костусевым.

Их конкуренты постепенно наращивают «мускулы», увеличивая конкуренцию, и провоцируя дальнейшее снижение тарифов.

«Life» занял прочное третье место по числу абонентов на Украине.

«Голден Телеком» занимается и проводной телефонией. Количество его беспроводных абонентов в последние годы особенно не меняется. Да и покрытие (Киев, Одесса, Днепропетровск) ограничивает возможности развития.

Российский оператор «Билайн» (к которому относится и «Моби») пока удивляет несоразмерностью рекламной атаки и весьма посредственным качеством связи. Будем надеяться, что со временем их амбиции подтвердятся достойным исполнением.

К рынку присматриваются и другие российские операторы и можно надеяться, что если не антимонопольный комитет, так конкуренция поспособствуют дальнейшему падению тарифов.

Помимо доминирующего GSM-стандарта, мобильную связь предлагают операторы «DCC», «Wellcom» и «Интертелеком». Первая и последняя компании предлагают, помимо прочего, бесплатные городские номера. Но воспользоваться их услугами можно с помощью небольшого числа специализированных магазинов. Обладатели этих телефонов, как правило, имеют еще один в стандарте GSM.

Подробнее читайте в журнале "Торговое Дело" №7/ 2006, www.torgovoedelo.com

По вопросам приобретения журнала обращайтесь по тел.: +38 044 275 14 37, +38 067 630 36 20

 

 


Адрес новости: http://e-news.com.ua/show/58872.html



Читайте также: Финансовые новости E-FINANCE.com.ua