Минюст внес на рассмотрение КМ проект закона «Про документы, которые удостоверяют личность и подтверждают гражданство Украины».
По мнению министерства, на сегодня национальное законодательство в этой сфере является устаревшим (например, вопрос внутреннего общеобязательного документа на сегодня определяется Положением о паспорте гражданина Украины, утвержденным Постановлением ВР от 2.09.1993). Оно не учитывает современных требований, бессистемно. Кроме того. этот вопрос рассматривается в нескольких законах, постановлениях ВР, указах Президента, постановлениях КМ и т.п.
Предполагается свести все документы к следующим:
Удостоверение гражданина Украины.
Свидетельство о принадлежности к гражданству Украины.
Паспорт гражданина Украины (заграничный).
Временное удостоверение гражданина Украины.
Дипломатический паспорт Украины.
Служебный паспорт Украины.
Удостоверение личности моряка.
Удостоверение члена экипажа.
Удостоверение личности для возвращение в Украину.
Изменение названия основного документа, что удостоверяет личность и подтверждает гражданство Украины на территории Украины, связано с этимологией слова «паспорт», первое значение которого – «пропуск в порт». В соответствии с общеевропейской практикой, паспорт – документ для поездок за границу.
Комментарий:
Измышляя разные прожекты, Минюст не исполняет свои прямые обязанности, например – приведения в соответствие с действующим законодательством подзаконные акты.
Надо ли напоминать, что еще недавно (а может и сейчас) многие документы следует оформлять с предъявлением паспорта и свидетельства о рождении, поскольку ведомственные инструкции требовали указания национальности, которая отсутствует в паспортах?
А пресловутая прописка? Ведь фактически она так до сих пор не упразднена, поскольку ее требуют практически всюду, причем – для совершенно непонятных вещей. Например, совершенно непонятно, зачем нужна прописка при заключении договора на создание банковского счета или о предоставлении услуг мобильной связи? Кстати, в банках и офисах операторов помимо основного договора просят заполнить также отдельный формуляр с фактическим адресом…
Еще можно понять, когда прописка требуется при сдаче экзаменов на право вождения в ГАИ (это уже связано с требованиями системы воинского учета), но совершенно непонятно, почему надо сдавать экзамен, получать права и оформлять автомобиль именно по месту основной прописки…
Ну а требования прописки при постановке на учет в поликлинику – это уже прямое нарушение Ст. 49 Конституции, гарантирующей право на получения медицинской помощи.
О деятельности Минюста в этом направлении ничего не известно. Напротив, предлагается создать новую систему, которая окончательно войдет в противоречие с существующей нормативной базой, в результате чего новые документы (кстати, сколько будет стоить переход на них) длительное время будут нефункциональны…
Похоже, что министр юстиции С. Головатый просто не способен заниматься делом. Ему скучно, ему нужны великие свершения. То он отменяет действие законов, поскольку в их основу положен «неправильный перевод», то он предлагает переиначить все праздники (дело, может быть, нужное, но, кажется, не самое срочное…), теперь вот занялся лингвистическими изысканиями…
Возможно, национальное законодательство относительно документов, удостоверяющих личность, действительно не соответствует европейским стандартам. Однако изучение предложений Минюста в этой связи не может не вызвать удивления. Как минимум непонятно, зачем понадобились отдельные документы, удостоверяющие личность и гражданство? И куда из списка документов пропало, например, удостоверение личности офицера?
Если уж считать, что перемены необходимы – напомним, что раньше речь шла о паспорте-карточке, который должен был выполнять, как минимум, три функции разом – удостоверения личности, удостоверения гражданства и паспорта для выезда за границу. Кажется, эта система была более логичной?
Инф. Аnalitik
e-news.com.ua