Расстраивающая автолюбителей динамика стоимости нефтепродуктов продолжается. С 1 июня экспортная пошлина на российскую нефть увеличится на $13,4 — до $199,8/т. А с 1 июля россияне намерены поднять пошлины на вывоз нефтепродуктов. В частности, пошлина на экспорт легких и средних дистиллятов, газойлей и сжиженных газов увеличена на $17,2 — до $137,9/т, а экспортные пошлины на топлива жидкие, смазочные масла и нефтепродукты вырастут на $9,3 — до $74,3/т.
Для обеспечения минимальных потребностей Украины в нефтепродуктах необходимо более 30 млн т нефти ежегодно. Из российской нефти производится около 80% топлива, поэтому уже сейчас все участники рынка строят планы с учетом грядущего повышения пошлин. И все же их мнения относительно ценовых последствий подорожания сырья расходятся. «Это вызовет колебание цен на топливо, но оно не будет значительным. Повышение пошлины на $13,4 означает увеличение стоимости того же Аи-95 примерно на 5 коп. на литре. Но на стелах АЗС это подорожание висит уже сейчас, так как за вырученные от нынешней продажи топлива деньги будет закупаться нефть уже по $199,8/т», — говорит гендиректор «Альянс-Столица» («дочка» ООО «Нефтяная компания «Альянс-Украина») Марат Сарсеков. По словам пресс-секретаря ОАО «Концерн «Галнефтегаз» Олеся Пограничного, при нынешних раскладах цены на нефтепродукты в июне в среднем могут вырасти на 5% (до 20 коп. за литр), и при соблюдении динамики повышения стоимости нефти к концу лета Аи-95 может подорожать до 4,4–4,5 грн./л.
«Увеличение пошлин на нефть вызовет определенный рост цен на нефтепродукты, но называть конкретные цифры пока не стоит. Пошлины не занимают большую долю в общей системе факторов, влияющих на подорожание топлива — в основном все зависит от мирового рынка нефти. Если Platts снизится (на котировках Platts базируется стоимость импортного топлива, занимающего около 20% украинского рынка нефтепродуктов и значительно влияющего на формирование крупнооптовой цены в Украине), то как бы не повышалась пошлина, цена на нефтепродукты упадет», — сообщили в «Лукойл-Украина». В ТНК-ВР также размыто спрогнозировали возможный рост стоимости горючего. «Предпосылки для удорожания нефтяного сырья и продуктов его переработки сейчас существуют, но в какие ценовые значения это выльется в конечном итоге, неизвестно. Сегодня Украина представляет собой открытый рынок, и чтобы понять, как будут вести себя цены, достаточно посмотреть на международные котировки, выждать, пока продукт дойдет до нашего рынка, и четко спрогнозировать цены в Украине», — заявил директор ООО «ТНК-ВР Коммерс» Феликс Лунев.
Эксперты рынка единодушны во мнении, что основной причиной повышения стоимости нефтепродуктов в Украине является дороговизна нефтяного сырья в мире. По их мнению, в период роста цен важно не пытаться выровнять ситуацию при помощи административных рычагов, поскольку рынок нефтепродуктов крайне подвержен влиянию панических настроений, и в случае каких-либо регуляторных мер получить перекосы спроса и предложения топлива, а в результате — спекулятивные скачки цен, довольно просто. Единственным рыночным путем регулирования стоимости горючего остается формирование трехмесячного запаса сырой нефти (не менее 4 млн т). Сегодня на это у государства нет средств. Но если последовательное повышение экспортных пошлин россиянами и нестабильная цена на нефть на мировом рынке к концу лета взвинтят стоимость Аи-95 до 4,5–4,7 грн./л, у чиновников может появиться искушение подкорректировать цены. В таком случае правительство может снизить стоимость, просто закрыв глаза на не так давно популярную среди нефтяников схему ухода от налогов, а также возмещение при реэкспорте нефти фиктивного НДС. Официально такие льготы предоставлялись предприятиям с иностранными инвестициями и тем, которые зарегистрированы в чернобыльской зоне. Но фактически при большом желании и финансовых возможностях льготником могла стать практически любая компания. Притом что на сегодняшний день в Украине работают лишь Лисичанский (ТНК-ВР) и Кременчугский НПЗ (ОАО «Татнефть»), тогда как Одесский, Херсонский, Надвирнянский и Дрогобычский заводы занимаются ремонтом. Производственные мощности двух первых составляют 18,6 и 15,9 млн т соответственно, а совокупно они занимают около 70% мощностей всех украинских НПЗ, чиновники имеют уникальную возможность разрешить ситуацию в довольно тесном кругу.
В отличие от повышения пошлин на вывоз нефти, по мнению опрошенных источником операторов рынка, более высокие ставки на экспорт нефтепродуктов из России не отразятся на их стоимости в нашей стране. «Российского сжиженного газа в Украине нет вообще — мощностей местных заводов вполне достаточно для удовлетворения потребностей украинского рынка, и они даже экспортируют этот газ. Что касается повышения экспортных пошлин на жидкие топлива и смазочные масла, то на фоне объемов нефти и нефтепродуктов это слишком малые цифры», — говорит Марат Сарсеков.
Инф. Деловая столица