Металлурги празднуют победу. В апреле отрасли удалось окончательно выбраться из ямы, в которой она оказалась по причине возросшей цены на природный газ и сопутствовавшего этому подорожания всех материалов, используемых в металлургическом производстве. По данным Минпромполитики, по итогам четырех месяцев нынешнего года экспорт, составляющий основную статью доходов металлургии, вырос на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. и составил 10,242 млн т (10,083 млн т — за это же время 2005 г.).
Экспорт пошел в плюс
Окрыленные успехом меткомбинаты подали координаторам отрасли заявки на второе полугодие, из которых следует, что с июля по декабрь они собираются выплавить 17 млн т чугуна. Если эти амбиции будут реализованы, то 2006 г., вопреки опасениям, может стать одним из самых продуктивных для промышленников. Впрочем, слепо верить металлургам можно не во всем, поэтому напрашивается предположение, что оптимистические заявки будут пересмотрены в сторону уменьшения.
Во-первых, декларируя, что меткомбинаты хотят увеличить производство металла, они автоматически заявляют требования на большее количество сырья — железной руды и лома — и получают возможность манипулировать поставщиками и ценами. А такая ситуация совершенно не радует смежников. Во-вторых, уже в сентябре аналитики предрекают очередной сезонный спад на мировом рынке, который может поставить под сомнение грандиозные планы металлургов. И это тоже ударит по их партнерам. Но если ломозаготовителей тогда смогут удовлетворить, приоткрыв дополнительный экспорт, то ГОКам реализовать излишки будет не так просто. Ассоциация «Укррудпром» продолжает сетовать, что экспорт продукции украинских ГОКов растет не так значительно, как хотелось бы, а некоторые комбинаты из-за нереализованного железорудного сырья на складах — более 2,2 млн т — сейчас хотят приостановить производство. Наконец, уменьшить выпуск чугуна и стали могут и сами металлурги. При всем оптимизме, оценивая рост экспорта, нельзя забывать, что металл вывозится на 11% дешевле, чем в прошлом году. По словам гендиректора объединения «Металлургпром» Василия Харахулаха, если рентабельность производства на метзаводах в I квартале прошлого года была 17,8%, то сейчас — 7,7%, а финансовый результат из-за подорожания ресурсов упал с 2,6 млрд грн. в первой четверти 2005 г. до 917 млн грн. в нынешнем. Если же с 1 июля природный газ будет стоить $230–240/тыс. куб. м не на задвижке заводов, а на границе страны, то рентабельность пойдет в минус, и металлургам будет явно не до гигантомании.
Выжить удалось не всем
По словам замминистра промполитики Владимира Грановского, довольно выгодно для Украины изменилась география экспортных поставок. Например, за 4 месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 2,1% выросли поставки в страны ЕС и на 21% — в остальную Европу, а США начали закупать нашего металла на 225% больше. Впрочем, при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что американское дружелюбие было вызвано не только поблажками в антидемпинговых процессах и отменой поправки Джексона–Вэника, но и возросшим спросом на длинномерный прокат, необходимый для ликвидации последствий урагана «Катрин». Новый Орлеан будет отстроен с помпой, а наши металлурги американцам в этом помогут.
Но даже с учетом возросших поставок США до сих пор занимают в структуре украинского экспорта относительно скромные 5,6%, или 570 тыс. т металлопродукции. Поэтому даже небольшое, но стабильное увеличение поставок в ЕС, куда было отгружено 1,69 млн т (16,5% экспорта), радует трейдеров намного больше. Впрочем, и там не обошлось без ложки природных катализаторов. На обновление инфраструктуры после недавнего дунайского паводка также нужен металл. А вот самый емкий в мире рынок Китая и Юго-Восточной Азии украинцы, похоже, окончательно потеряли.
О тенденциях превращения Китая из нетто-импортера в экспортера продукции их предупреждали. Но, по словам Владимира Грановского, полтора года назад украинские трейдеры самонадеянно отказались от услуг государственных отраслевых ассоциаций Китая, которые предлагали им помощь в реализации нашей продукции. В итоге спад экспорта в Китай по сравнению с прошлым годом составил 69,9%, и сейчас эта страна, продолжающая импортировать до 30 млн т металла ежегодно, занимает в структуре нашего экспорта более чем скромные 0,8%. Говорят, что больше всего от вытеснения с этого рынка пострадали комбинаты им. Ильича и «Запорожсталь». Пока отечественных металлургов выручают Пакистан и Индия — в совокупности страны Азии (без Китая) потребляют 12,9% экспортных поставок. Однако наращивающий свое производство Китай может вытеснить украинцев и с этих рынков. Да и Индия, которая увеличивает металлургические мощности, не будет безучастно смотреть на хозяйничанье наших трейдеров на своей территории. Как уже сообщала «ДС», ощутив давление в Азии, отечественные металлурги смогли отчасти усилить свои позиции в Африке, однако этот рынок крайне мал и неустойчив. Снижается, но по-прежнему большим остается наше присутствие на Ближнем и Среднем Востоке, куда идет каждая пятая тонна продукции. А уменьшение закупок украинской стали россиянами компенсируется увеличением поставок в другие страны СНГ. Пока же можно сделать вывод, что ставка отечественных ФПГ на покупку метзаводов в Европе и интеграцию с ними себя оправдала. Конечно, поставка полуфабриката европейцам никак не радует сторонников развития внутреннего рынка, но западные соседи и, возможно, США помогут металлургам пережить смутное время.
Ярослав Дмитренко, «Деловая столица»
e-news.com.ua