Ароматерапия является тем уникальным методом лечения, который включает в себя основные виды лечебных средств, известных восточной медицине: питание, образ жизни, лекарства и процедуры, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Характеристика лекарств
Так как ароматические вещества выступают, прежде всего, в роли лекарственных средств, необходимо охарактеризовать их с точки зрения восточной медицины.
Человек и все, что существует на этой земле, подчиняется общим законам мироздания, имеет соотносимые между собой элементы, которые в основе своей имеют два начала. Поэтому по природе и составу нет ничего на земле, что не было бы лекарством.
Классификация лекарств в восточной медицине, на первый взгляд, очень проста. В ее основе — классификация самих болезненных состояний (синдромов заболеваний). Они, отражая обобщенный и в то же время очень точный, прицельный взгляд на природу болезни, придают классификации лекарственных средств такой же целостно-конкретный характер.
Восточная медицина под лекарством понимает такой состав, который оказывает комплексное лечебное действие и выполняет следующие задачи:
• эффективно воздействует на источник болезни;
• без потерь проходит путь к нему;
• имеет пути выхода из организма;
• не ослабляет силы тела (не оказывает побочного действия).
В восточной медицине применение лекарственных средств носит сочетанный характер, то есть находится в тесном взаимодействии с другими средствами лечения: назначается на определенном уровне питания, согласуется с выбранным ритмом жизни, используется вместе с проведением разных процедур.
Поэтому механизм действия средств лечения сложен. Его можно сравнить с течением влаги в почве, дыханием ветра в лесу, проникновением солнечного тепла в естество плода
Как человеческий разум может проникнуть в этот процесс бытия, уловить, соразмерить, а главное - воссоздать действие каждой природной силы? Возможно ли проследить путь движения лучика, капельки влаги, тонкого ручейка воздуха, измерить силу их воздействия и представить цель их устремлений?
Мир создан Разумом, и нет ничего сущего в мире, не доступное ему. Творение имеет единый лейтмотив, то есть тему развития. В самой сути термина есть понятие предела и бесконечности возможных трансформаций (превращений).
В познаваемости самого лейтмотива творения и законов его существа и лежит уверенность в возможности обретения истинного видения действия природных явлений. Это и есть ответ на любой, даже на бесконечно сложный вопрос.
В любой единице действия лечебных средств являет себя троичность их целостности.
Когда мы говорим о троичности действия средств лечения, то подразумеваем действие их чувственных и вещественных параметров, которые проявляются через действие ци.
Таким образом, лейтмотив творения «инь-ци-ян», проявляет себя в лейтмотиве действия средств лечения как «чувство-ци-вещество». Такое деление, конечно же, условно и необходимо для анализа, изучения механизма действия, то есть для понимания сути происходящего. Поэтому, расценивая чувство, вещество и ци как детали единого механизма действия, мы стараемся представить и оценить их работу, имея целью управлять ею.
Однако если для любого человека очевидна возможность проявления двух первых составляющих рабочего механизма средств лечения, то ци воспринимается как персонаж из сказки. Но более реального явления трудно себе представить, так как само понятие «действие» уже подразумевает ци. О самой ци говорилось выше, здесь же надо еще раз подчеркнуть: ци создает все разнообразие сущего на Земле, проявляя себя через любые явления, и продолжает быть ими, обеспечивая их жизнь.
О путях движения ци
Китайская медицина тысячелетним опытом, эмпирическим путем открыла существование энергетической системы человека, которая являет собой комплекс взаимосвязанных путей энергии ци. Ци, в отличие от проявленных ею разнообразных движений и состояний, являет себя везде и всегда (причем в одном и том же качестве), ее движения осуществляются в организме повсеместно и постоянно являясь основной характеристикой жизни.
Путями этой вездесущей энергии является все пространство организма человека. Другое дело, что это за пути. Они, как и обычные пути в реалиях нашей жизни, могут являть собой широкие магистрали, просторные площади, удобные лужайки, извилистые лесные тропы или оказаться просто бездорожьем; могут идти параллельно, пересекаться, дополнять и заменять друг друга, лежать на разных «этажах» человеческого организма, иметь разную протяженность и глубину залегания... Аналогии можно продолжать бесконечно.
Но как в любых природных ландшафтах, освоенных разумным, ци являет в организме человека:
• опорные пункты, важные энергетические центры (например, дань-тянь, пупочный центр и др.);
• центральные магистрали — каналы (меридианы);
• центральные станции — точки меридианов и внемеридианные точки;
• коллатерали — экстраординарные меридианы;
• зоны проекций центров (например, кисти и подошвы).
Все пути ци традиционно являются местом терапевтического воздействия на организм человека, а эффективность воздействия зависит от правильной оценки патологического процесса. По отношению к болезненному состоянию пациента важно занять определенную позицию — найти точку опоры. От этого будет зависеть метод и средство, применение которых может вывести больного из патологического состояния.
Китайская медицина применяет средства лечения, которые не противоречат действию естественных законов природы, и использует окружающие человека природные богатства (растения, минералы, средства животного происхождения и многое другое), которые в основе своей несут все ту же энергию ци, присущую и человеку. И задача врача состоит в том, чтобы правильно применить те методы лечения, которые обеспечат поступление в организм человека жизненной силы ци, заключенной в явлениях окружающей его природы.
Механизм действия природных сил опирается на матрицу жизни «инь-ци-ян» и проявляет себя в действии лечебных средств как «чувство-ци-вещество». Ци, чувство и вещество — суть едины. Их нельзя разделить, ибо любое вещество обладает чувственными параметрами и проявляет себя только благодаря существованию в нем энергии ци, но осмыслить значение каждого из них — необходимо.
Чувственные ощущения (цвет, звук, запах, вкус, тактильные ощущения) являются неотъемлемой частью системы пяти энергетических вращений (у син), отражая структурность вещества и возможные изменения этой структурности.
Таким образом, вещество проявляет свое внешнее ян-действие на организм человека, то есть свою сущность, через пять чувственных ощущений, которые являют лицо вещества. А то, что обычно понимают под действием «самого вещества», является взаимодействием его внутреннего строения с разными структурами организма человека, что происходит обычно на уровне клетки и ее органелл.
Понятно, что внешние проявления (ян-действия), то есть его чувственные параметры, более очевидны, лучше поддаются описанию и корректированию. Восточная медицина, занимаясь изучением ян-действия вещества (то есть его чувственных параметров), эмпирическим путем открыла сложную систему взаимосвязей механизма действия средств лечения на организм человека (схема 4).
В основе применения этого механизма лежит знание его фундаментальной основы (лейтмотива творения), отраженной в коренных философских понятиях и законах китайской медицины (ци, инь-ян, у син).
Параметры чувственных ощущений
Нужно согласиться, что явленный мир принципиально трехмерен. Геометрически это выражено в понятиях ширины, высоты и длины. Для характеристики чувственных ощущений геометрические понятия никогда не применялись, их заменяли образные оценки состояния чувств, которые в разной мере отражали восприятие явленного.
Однако чтобы понять, измерить и научиться управлять механизмом действия средств лечения, необходимо математически точно задавать параметры чувственных ощущений и определять их характеристики. Понятно, что для этого будет использована классическая классификация китайской медицины -концепция у син (табл. 7).
При терапевтическом воздействии разными лечебными средствами китайская медицина рекомендует использовать ян-параметры чувственных ощущений для воздействия на инь-патологию или инь-симптомы (холода, пустоты, недостатка) и инь-параметры — для воздействия на ян-патологию или ян-симптомы (жара, полноты, избытка).
Рассмотрев целостный взгляд восточной медицины на механизм действия средств лечения, который лежит в основе ароматерапии, перейдем к знакомству с его отдельными элементами.
У Вэйсинь