• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Как улучшить и сохранить память

    Опубликовано: 2022-12-22 12:28:26

    Память – способность центральной нервной системы фиксировать, сохранять и по необходимости воспроизводить информацию об объектах, навыках и пр., полученную человеком или животным в течение жизни. Механизм этого процесса до конца не изучен.

    Изначально (от рождения) возможности людей к запоминанию неодинаковы, но, как правило, с возрастом память слабеет, что создает серьезные помехи в профессиональной деятельности и снижает качество жизни. Поэтому знания о том, как укрепить память, нужны каждому человеку.

    Виды памятиУченые различают память кратковременную (первичную) и долговременную. Первая позволяет воспроизвести полученные данные максимум через несколько минут после их получения. Емкость кратковременной памяти не превышает девяти объектов (беспорядочно расположенных цифр, не связанных между собою слов и т. д.). Первичная память легко разрушается при таких воздействиях, как гипотермия, гипноз или электрошок. Некоторые ученые считают, что в кратковременной памяти сохраняется только информация, закодированная в виде слов. Данные, которые нельзя воспроизвести вербально, попадают напрямую в долговременную память, называемую также вторичной. Ее объем существенно больше, а время хранения информации практически не ограничено (от нескольких минут до десятилетий). Вторичная память не может быть разрушена внешними воздействиями.

    Кроме того, типы памяти различаются в зависимости от способа получения информации:

    образный. Этот тип характерен для детей. Оптимального уровня достигает к 8-11 годам, потом практически не меняется с возрастом;
    вербальный (словесно-логический). Развивается к 16 годам, сохраняется приблизительно до 35 лет, а затем начинает слабеть;
    сенсорный. Память этого типа возникает при воздействии раздражителей на органы чувств. Различают иконическую (зрительную), эхоическую (слуховую), тактильную (осязательную) и обонятельную память;
    эмоциональный;
    двигательный, связанный с запоминанием повторяющихся движений (например, письма, хождения, движений, относящихся к профессиональным навыкам).
    У разных людей типы памяти развиты неодинаково. Специалисты утверждают, что существенную роль в этом играет наследственность. Кроме того, состояние памяти в значительной степени определяется состоянием здоровья, возрастом человека и образом жизни.

    Как оптимизировать процесс запоминания и не дать памяти ослабеть?Ученые утверждают, что легкость и скорость фиксирования информации, а также точность ее последующего воспроизведения определяются исполнением следующих правил (законов):

    закон осмысления. Данные, которые анализируются и систематизируются, запоминаются и вспоминаются легче;
    закон интереса. Проще зафиксировать ту информацию, которая возбуждает у человека личную заинтересованность;
    закон установки. Люди легко фиксируют данные, если хотят их запомнить;
    закон контекста. Информация, которая определенным образом соотносится с уже имеющейся, сохраняется в памяти более полно;
    закон действия. Данные хорошо запоминаются в процессе их практического применения;
    закон повторения. То, что часто воспроизводилось, лучше держится в голове;
    закон оптимальной длины. Меньше всего усилий надо, чтобы запомнить информацию, размер которой не превышает объема кратковременной памяти;
    закон края. Человек наиболее четко помнит данные, которые в момент поступления находились в начале или в конце блока информации;
    закон незавершенности. Память дольше сохраняет действия или события, не получившие полного завершения (недосказанные фразы, задачи, которые не удалось решить, и т. д.);
    закон торможения. При фиксации схожих по содержанию данных память сохраняет более новую информацию, перекрывая устаревшую.
    Знание этих правил облегчает сохранение необходимой информации, но не поможет в тех случаях, когда память слабеет в силу возраста человека или плохого состояния здоровья. Чтобы избежать неприятностей такого рода, требуется:

    соблюдать режим сна и бодрствования. Установлено, что у людей, которые постоянно недосыпают, очень быстро появляются проблемы с запоминанием и воспроизведением информации;
    оптимизировать рацион, включив в него максимальное количество продуктов, благоприятно влияющих на умственную деятельность. Это жирная рыба, орехи и семечки, листовые овощи, нешлифованные крупы и пророщенное зерно, капуста брокколи, черника, черная смородина, помидоры, чеснок;
    ввести в употребление чаи из лекарственных растений (шалфея, девясила, красной рябины, клевера);
    отвести несколько часов в день для спорта и прогулок на свежем воздухе.
    Память лучше сохраняется у людей, которые живут в таком режиме постоянно. Чем раньше человек начинает правильно относиться к своему здоровью, тем выше вероятность, что у него не будет проблем с запоминанием и воспроизведением информации.

    Ряд лекарственных препаратов положительно действуют на память, ослабевшую из-за болезней или возрастных изменений. Выбирать такие средства самостоятельно нельзя. Их должен назначать врач, исходя не только из жалоб пациента, но и из результатов обследования, наличия хронических недугов и многих других факторов.

    Проблемы с запоминанием информации не решаются только выбором здорового образа жизни и приемом рекомендованных доктором лекарств: нужно тренировать память. Долгое время считалось, что лучший способ – заучивание стихов или разгадывание кроссвордов. Современные исследования показали, что это не совсем так. В знании поэзии или широком кругозоре нет ничего плохого, но для поддержания памяти в рабочем состоянии необходимо, чтобы информация, которую человек получает и накапливает, не была однотипной. Лучше всего механизм запоминания работает в тех случаях, когда люди периодически меняют свои интересы либо существенно их расширяют, получая знания из смежных областей. Кроме того, очень важно, чтобы в процессе тренировок соблюдались законы действия, интереса и установки. На практике это означает, что получение новой информации должно иметь какую-то конкретную цель. Например, есть смысл осваивать иностранный язык вместе с ребенком, помогая ему, или изучать принципы цветоводства, одновременно выращивая комнатные или огородные растения.

    Процесс укрепления памяти тесно связан с развитием мелкой моторики. Вопреки распространенному мнению, это важно не только для маленьких детей, но и для их родителей, бабушек и дедушек. Ученые отмечают, что люди, которые занимаются рукоделием, редко страдают нарушениями памяти, так что подобные увлечения очень полезны в любом возрасте.

    Связь хорошего состояния памяти с оптимистическим взглядом на жизнь клинически не доказана, но известно, что на способность анализировать и фиксировать информацию очень плохо влияют стрессы. Полностью избежать тревожных и травмирующих ситуаций еще никому не удавалось, но умение переживать их, не впадая в уныние, несомненно, полезно для физического и психического здоровья. Во всяком случае, доброжелательность, терпение и умение видеть красоту мира будут далеко не лишними при решении проблемы сохранения памяти.

    neboleem.net

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.