Исследователи обнаружили, что интенсивные программы потери веса, основанные на радикальных переменах в образе жизни, способны вызывать ремиссию сахарного диабета 2 типа.
По сравнению с образовательными программами и вспомогательными мерами для пациентов с диабетом, интенсивные программы потери веса чаще приводят к ремиссии в первый год (11,5% против 7,5%, Р<0,001), а также в течение трех последующих лет (9,2%, 6,4% и 3,5% против 1,7%, 1,3% и 0,5% соответственно).
Такие данные приводит доктор Эдвард Грегг из Центра контроля и профилактики заболеваний США.
Участники интенсивной программы также продемонстрировали более существенную потерю веса – разница составляла 7,9% за первый год и 3,9% на четвертом году исследования, Р<0,001. После исследования значительно меньшее количество участников испытывали рецидив диабета (во всех временных точках наблюдения). Об этом исследователи из ЦКЗ сообщают онлайн в издании «Журнал Американской медицинской ассоциации».
Ученые также отмечают, что интенсивные программы потери веса были чрезвычайно эффективны у пациентов, у которых недавно диагностировали диабет.
Пациенты, у которых выявляют сахарный диабет 2 типа, часто интересуются, обратимо ли их заболевание и каковы их перспективы. Теперь совершенно очевидно: врачи могут дать обнадеживающий ответ, что радикальное изменение образа жизни способно нормализовать уровень сахара. Тем не менее, до появления данного исследования никто не знал точной частоты такой ремиссии без использования хирургического подхода. Об этом говорится во вступительной статье к исследованию.
Чтобы внести ясность в этот вопрос, исследователи изучили влияние долговременной программы потери веса на частоту ремиссии диабета 2 типа до состояния предиабета или нормогликемии у 2.241 участника, сравнив их результаты с 2.262 пациентами, которые участвовали в традиционных обучающих программах для больных диабетом.
Интенсивная программа потери веса включала групповые и индивидуальные консультации по вопросам потребления калорий, содержания общих и насыщенных жиров в рационе, увеличения физической активности.
Эти занятия проводились еженедельно на протяжении первых 6 месяцев программы. После этого во втором полугодии частота занятий уменьшалась до 3 раз в месяц, а со 2 по 4 годы – до 2 раз в месяц. Участникам предлагалось употреблять жидкую пищу с низким содержанием жиров, чтобы помочь в достижении целей.
Участники в каждой группе проходили обследование в начале программы, а также каждый год в течение следующих 4 лет. Изучалось общее состояние здоровья, индекс массы тела и гликемический статус. Уровень физической подготовки участников также измерялся при помощи специального теста на момент начала программы и в течение последующих лет.
Возраст участников был от 45 до 75 лет, при среднем возрасте 59. Среднее время заболевания (от постановки диагноза до начала программы) составляло 5 лет. Все участники имели «заметное ожирение» на момент начала исследования.
Вдобавок к быстрой потере веса, исследуемая группа продемонстрировала значительное улучшение физической формы участников, которое определялось процентом людей, прошедших физический тест – 20,6% против 4,9% в первый год исследования (P<0,001). Как мы видим, «образовательная» группа сильно отставала по этому показателю.
Полная ремиссия диабета, определяемая нормализацией уровня глюкозы без необходимости в лекарствах, в группе интенсивной программы была более чем в 6 (!) раз выше (ОШ 6,6; 95% ДИ от 3,3 до 13,3; P<0,001). Тем не менее, в абсолютных цифрах полная ремиссия была редкой, даже в этой группе.
Обострение, или возвращение к статусу клинического диабета, возникало примерно у 1/3 участников исследуемой группы (33,1% на второй год, 33,8% на третий год и 31,6% на четвертый) против почти ½ участников из «образовательной» группы (52,4% на второй год, 45,9% на третий год и 43,8% на четвертый год).
Постоянная, стойкая ремиссия достигалась гораздо чаще в группе, которая проходила программу интенсивной потери веса (Р<0,001 для всех).
В сопроводительной статье доктор Дэвид Артербарн из Сиэтла отмечал, что ни один из исследуемых методов не приводил к заметному снижению частоты инфарктов, инсультов, госпитализаций по поводу стенокардии, а также смертности по сравнению с традиционным медикаментозным лечением диабета.
Авторы отвечают, что отсутствие заметного снижения этих показателей было обусловлено очень низкой частотой сердечно-сосудистых событий в группах в целом. Это стало возможным в результате строгого отбора участников с отсеиванием лиц, имевших высокий сердечно-сосудистый риск до начала исследования.
Исследование было ограничено неидеальной популяцией участников, недостатком данных о влиянии каждой конкретной меры на инсулинрезистентность, а также большой вероятностью того, что личные врачи могли изменять список назначений в «образовательной» группе.
Исследование было проведено при содействии многих организаций и фондов, включая Департамент здравоохранения США, Медицинский центр Джона Хопкинса, Массачусетскую общую больницу, Центр клинических исследований университета Питтсбурга, Центр клинических трансляционных исследований, Департамент по делам ветеранов, компании FedEx, LifeScan, OPTIFAST, Slim-Fast, Hoffmann-La Roche и Abbott Nutrition.
Исследование финансировалось за счет грантов Национального института здоровья США. Соавторы исследования сообщили о своих связях с компаниями Eli Lilly, Pfizer, Johnson & Johnson и Boehringer Ingelheim.