В недавнем исследовании, опубликованном в последнем номере журнала Diabetologia, исследователи изучили заболеваемость диабетом среди случаев коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Информацией поделился портал News-Medical.
Имеются научные доказательства нарушения стимулированной глюкозой секреции инсулина после тяжелой инфекции коронавируса 2-го острого респираторного синдрома (SARS-CoV-2). Скорее всего, это происходит потому, что SARS-CoV-2 повреждает β-клетки поджелудочной железы, вызывая провоспалительные цитокины. Провоспалительные пути вызывают некачественное воспаление в жировой ткани, которая играет ключевую роль в патогенезе диабета 2 типа. Впоследствии у пациентов, выздоровевших от COVID-19, возникла новая гипергликемия и резистентность к инсулину. Однако пока неизвестно, являются ли эти метаболические изменения кратковременными или могут увеличить риск сохранения диабета у тех, кто выздоравливает после COVID-19, сообщают исследователи.
В текущем ретроспективном когортном исследовании исследователи обследовали 8, 8 миллиона пациентов из анализатора заболеваний (DA), базы данных здравоохранения, которая регистрирует группу из 1171 врача в Германии. Контрольную группу составили пациенты с острыми инфекциями верхних дыхательных путей (ОРИ). Средний возраст участников контрольной группы составил 43 года, из них 46% составляли женщины.
В ходе исследования исследовательская группа использовала код Международной классификации болезней (МКБ)-10 для идентификации заболеваний. Соответственно, коды МКБ-10 U07.1 и J00–J06 обозначали случаи вновь диагностированных COVID-19 и AURI соответственно. Две исследовательские когорты включали людей с недавно диагностированным COVID-19 или AURI с индексными датами первого диагноза между 1 марта 2020 года и 31 января 2021 года. Однако все случаи диабета 2 типа и другие формы диабета или неуточненного диабета, диагностированные после индексных дат, были классифицированы по кодам МКБ-10 Е11 и Е12–Е14. Наблюдение продолжалось до июля 2021 года, медиана составила 119 дней для пациентов с COVID-19 и 161 день для пациентов с AURI.
В целом, исследуемая популяция состояла из более здоровой выборки с более мягким COVID-19, требующей меньшего количества госпитализаций (~10%) и отсутствия диабета в анамнезе. Женщины составляли 52% из 2, 4 миллиона человек с COVID-19 в Германии в период исследования с января 2020 по февраль 2021 года.В течение периода исследования было 35 865 человек, инфицированных COVID-19, и такое же количество людей AURI после сопоставления баллов склонности. Клинические и демографические характеристики 35 865 человек контрольной группы AURI были аналогичны группе COVID-19.
Что касается лекарств, назначаемых людям в обеих группах, то нестероидные противоревматические препараты часто назначались в индексные сроки. Однако позже, в то время как пациентам с COVID-19 чаще назначали повидон-йод из-за его противовирусных свойств против SARS-CoV-2, пациентам с AURI назначали антибиотики. Кроме того, более 50% людей как в группах COVID-19, так и в группах AURI не получали никаких сахароснижающих препаратов при диагнозе диабета.
Кривые Каплана–Мейера для группы COVID-19 показали существенное увеличение заболеваемости диабетом 2 типа, которое продолжалось в течение всего периода исследования; однако таких различий для кривых Каплана–Мейера не наблюдалось для неуточненного диабета или других форм. Авторы отметили повышенную ИРР при сахарном диабете 2 типа, но не при других формах сахарного диабета и сахарном диабете неуточненном.
Результаты исследования выявили временную связь между умеренным COVID-19 и недавно диагностированным диабетом 2 типа, что подчеркивает активный мониторинг дисрегуляции глюкозы после выздоровления от инфекции SARS-CoV-2. Эти результаты согласуются с 29 случаями на 1000 человеко-лет впервые возникшего диабета у 47 780 пациентов с COVID-19, о которых сообщалось в ретроспективном когортном исследовании госпитализированных пациентов с COVID-19 в Великобритании.
В заключение авторы настоятельно рекомендовали обязательный скрининг лиц, выздоровевших от COVID-19, для ранней диагностики нового диабета. В будущем исследования, изучающие влияние COVID-19 на показатели глюкозы и HbA1c, могут помочь в разработке комплексных стратегий лечения пациентов с высоким риском.