Сразу оговоримся, что в этой статье мы не утверждаем, будто бы молодые водители могут без риска для жизни жать на кнопки, управляя автомобилем.
Авторы предупреждают, что такие действия опасны для вас и для других участников дорожного движения, независимо от возраста и скорости реакции.
Но ученые установили, что пожилые водители и водители среднего возраста чаще попадают в беду, если набирают СМС за рулем.
«Во-первых, мы не пропагандируем работу с мобильным телефоном или другими посторонними устройствами за рулем. Но сегодня все больше и больше людей среднего возраста пользуются СМС-сообщениями. И, к сожалению, многие из них делают это за рулем автомобиля. Поэтому мы провели систематический анализ поведения водителей в возрасте от 18 до 59 лет с целью установить, как эта привычка влияет на их безопасность», - пишет один из авторов исследования Рэндалл Коммиссарис (Randall Commissaris), сотрудник отделения фармакологии Университета Уэйна (Детройт, США).
«Мы выяснили, что около 25% самых молодых водителей могут выехать на встречную полосу или обочину при наборе текста, а среди пожилых водителей этот опасный показатель приближается к 100%», - продолжает ученый. Шокирующие результаты их последнего исследования были опубликованы в январском выпуске американского журнала Accident Analysis and Prevention.
Чтобы изучить, как набор текстовых сообщений влияет на водителей разного возраста, исследователи набрали группу из 50 мужчин и женщин, которых попросили пройти серию специальных компьютерных тестов.
Ученые пишут, что способность участников управляться с клавиатурой телефона существенно отличалась. Семь участников говорили, что они плохо набирают сообщения – это означает, что они должны долго искать каждую букву перед нажатием и работать одним пальцем. Еще 16 участников назвали свои навыки набора хорошими – они пользуются двумя пальцами и быстро находят буквы. Остальные 27 добровольцев относились к «продвинутой» категории – это значит, что они способны быстро и почти не глядя на клавиатуру набирать сообщение одной рукой.
Исследователи разделили участников на четыре возрастные категории: 18-24, 25-34, 35-44 и 45-59 лет. Чтобы проверить их навыки вождения ученые попросили их управлять легковым автомобилем на компьютерном симуляторе с высоким уровнем реализма. Симулятор имитировал езду по загородной дороге с двумя полосами движения, без дорожных знаков и светофоров. Машин на встречной полосе также не было.
Каждый доброволец прошел 30-минутный тест. Во время теста участников просили несколько минут проехать на скорости 50-60 миль в час, и в это время попробовать набрать СМС-сообщение одной рукой. В целом, в ходе этого теста 2/3 участников выезжали на встречную полосу или съезжали на обочину. Даже среди людей, которые отлично набирают тексты, таких было около половины.
Анализируя возрастные группы, ученые обнаружили, что почти все участники 45-59 лет допустили ошибки при вождении. Среди водителей 18-24 года выехали на встречную или на обочину около 25%; в группе 25-34 года таких было 40%, а в группе 35-44 года – почти 80%. Эти результаты показывают, что с возрастом способность выполнять обе задачи одновременно существенно снижается.
Исследователи не обнаружили разницы между мужчинами и женщинами, которые одинаково часто совершали ошибки во время набора за рулем. Ученые точно не знают, почему пожилые водители чаще съезжали со своей полосы, но предполагают, что они просто дольше смотрели на телефоны, чтобы найти нужные кнопки. Возможно, это связано с возрастным ухудшением нервных процессов.
«Результаты очень удивили нас, потому что в большинстве литературных источников указывается, что при наличии отвлекающих факторов зрелые водители лучше справляются с ситуацией за рулем. Это касалось звонков по сотовому, разговоров с пассажирами и сверки карты», - сказал Коммиссарис.
Но он добавил, что конкретно этот отвлекающий фактор по какой-то причине хуже сказывается на способности пожилых водителей вести машину. Ученый подытожил: «Это хорошее доказательство того, что нельзя одновременно вести и печатать. На самом деле ваши СМС не так важны. В результате вы можете разбиться, зато с отправленным сообщением».
Кара Мацек (Kara Macek), директор по коммуникациям Governors Highway Safety Association в Вашингтоне, соглашается со своими мичиганскими коллегами: «Набор СМС за рулем – это всегда плохая идея, будь вам 60 или 16. Множество сегодняшних профилактических мероприятий направлено на молодую аудиторию. Это все еще очень важная аудитория, но последнее исследование показало нам, что нужно искать подход и к пожилым водителям. Новый тревожный результат показывает, что для них подобное нарушение, скорее всего, может закончиться трагически».
e-news.com.ua