Интерактивные устройства, такие как компьютер или смартфон, сегодня есть в каждом доме, и современные дети знакомятся с ними буквально с пеленок.
Влияние электронных устройств на развитие и здоровье детей сложное и неоднозначное.
Откровенно говоря, наука знает о нем недостаточно.
В новом выпуске журнала Pediatrics ведущие американские ученые рассмотрели разные типы интерактивных устройств в образовательном, психологическом и, разумеется, медицинском аспекте.
Многие исследования подтверждают, что дети в возрасте до 30 месяцев не могут так эффективно обучаться при помощи телевизора, компьютера и смартфона, как путем реального взаимодействия с людьми и предметами.
Так что не совсем правы те мамы и папы, которые показывают 2-летнему малышу «обучалки» на Youtube.
Ранние исследования предполагали, что интерактивные медиа, такие как электронные книги, могут быть весьма полезны при обучении чтению, но только для детей 4-5 лет и старше. Потенциальная образовательная польза электронных устройств для детей младше 2 лет находится под вопросом, так как научные данные для этой категории пока скудные и противоречивые. Но психологам хорошо известно, что такие маленькие дети лучше всего учатся при живом общении.
В новой статье говорится, что мобильные устройства можно использовать с образовательной целью у детей, но отвлекающее действие таких устройств может негативно повлиять на эмоциональное и социальное развитие ребенка. Иными словами, ребенок должен больше времени проводить в реальном мире, а не в виртуальном.
Исследователи задают важный вопрос: «Если электронные устройства станут для вас основным методом отвлечения и успокаивания ребенка, то как этот ребенок выработает свои внутренние механизмы саморегуляции?».
«Достоверно известно, что много времени у телевизора – этот минимум времени для развития речевых и социальных навыков у ребенка. Мобильные медиа подобным образом вытесняют из жизни детей прямое взаимодействие с другими людьми», - предупреждает соавтор исследования доктор Дженни Радески (Jenny Radesky), клинический инструктор по педиатрии развития Школы медицины Бостонского университета. Доктор Радески работала педиатром в Бостонском медицинском центре.
Авторы ставят вопрос о том, что злоупотребление интерактивными устройствами в детстве может повлиять на развитие эмпатии, способностей к решению проблем и социальных навыков ребенка. Ведь все это приобретается при неструктурированной игре и взаимодействии со сверстниками.
«Мобильные устройства заменяют работу руками, что плохо сказывается на развитии сенсомоторных навыков, зрительно-моторной скоординированности у ребенка. А эти вещи очень важны для изучения и применения ряда наук в будущем», - добавляет Радески.
Хотя многое остается загадкой, авторы исследования рекомендуют родителям попробовать каждое приложение самостоятельно, после чего предлагать его детям.
Родителям также стоит использовать электронные приложения совместно с детьми, а не давать ребенку игру только чтобы их «полчаса не трогали».
Совместное использование интерактивных медиа полезно с образовательной точки зрения, поэтому вы можете провести эти полчаса с большой пользой для ребенка.