Конечно, можно было бы предположить, что матка, связанная с влагалищем своей шейкой, подвергается инфекционным воспалениям чаще, чем любым другим заболеваниям.
На самом деле это не совсем так.
Во-первых, из-за довольно прочного барьера на пути инфекции, представленного слизистой пробкой в конце цервикального канала.
Во-вторых, иммунная защита тела всегда уделяет стенкам и всем оболочкам матки повышенное внимание. Ведь ее внутренняя слизистая оболочка - ткань необычная, часто подвергающаяся метаморфозам. Например, именно ее слой прорастает кровеносными и лимфатическими сосудами при овуляции. И он же самопроизвольно отслаивается вместе с яйцеклеткой по мере смены гормонального фона.
Разумеется, такое поведение для нее нормально. Но ведь и для эндокринных желез нормально производить гормоны.
Поведение и желез, и слизистой матки нередко напоминает такую же подозрительную активность, как у клеток рака и многих возбудителей. Оттого правильно обученные лейкоциты и лимфоциты всегда «присматривают» за такими тканями пристальнее, чем за другими.
Так что воспаления стенки матки - явление не исключительное, но все же куда более редкое, чем воспаления ее придатков. По этой причине мы, гинекологи, и вынуждены постоянно иметь дело со спаечным процессом в маточных трубах, а не нарушениями со стороны матки. Матка остается пригодной к беременности и вынашиванию ребенка обычно даже в случаях, когда ни того, ни другого уже не будет по причине воспаления и непроходимости труб.
Так или иначе, воспаления стенок или слизистой матки возникают всегда из-за травмы или инфекции. Других сценариев для этого не существует. Откуда внутрь матки может проникнуть инфекция, мы знаем - из влагалища или со спермой зараженного чем-то партнера. А травму ей наносят при аборте, выскабливании, изъятии диагностических образцов. Воспаление слизистой матки называется эндометриозом или эндометритом.
Впрочем, существует одно заболевание, которое по неизвестным причинам сейчас начало встречаться значительно чаще, чем еще 20 лет назад. Оно не связано с воспалением -оно связано с гормональным фоном. И имя этой патологии - фибромиома матки.
Фибромиома - это доброкачественное разрастание слизистой оболочки матки. Иногда миома растет в ее полость, занимая ее чуть ли не полностью. Иногда - прорастает в мышечную стенку органа, создавая проблемы прилегающим к матке органам. Многие считают фибромиому проблемой гормональной. В самом деле, она явно гормонозависима, и ряд методик ее купирования основан именно на этом ее качестве.
С другой стороны, миома - не обязательная «партнерша» видимых, серьезных отклонений фона. Миома никогда не возникает на месте травм слизистой матки. Поэтому примерно такое же число специалистов склонны полагать ее дефектом не столько фона, сколько развития или функционирования самой слизистой.
Симптомы эндометрита
Матка вместе с ее полостью является уже внутренним органом. Так что воспаление в ней - это проблема не местная, а общая для всего организма. Согласимся, что совсем незаметных воспалений внутренних органов на свете не бывает. Мы можем игнорировать их некоторое время, но рано или поздно будем вынуждены обратиться к врачу.
Симптомы воспалений любых внутренних органов довольно мучительны и активно вмешиваются в нашу жизнь, лишая ее красок. В принципе, у матки имеется собственный (последний на этой восходящей вертикали) защитный механизм, позволяющий ей справляться с некоторыми инфекциями весьма эффективно. Речь идет опять-таки о ее слизистой, способной легко отслоиться в любой момент.
Так она и поступает при острой инфекции: слизистая воспаляется и немедленно начинает отслаиваться. Мы при этом чувствуем не слишком выраженный, но явный дискомфорт в нижней части живота. У нас возможно появление чувства тяжести, слабых ноющих болей. В зависимости от типа инфекции у нас более или менее заметно повысится температура тела, снизится аппетит.
После нескольких часов воспаления слизистая отслоится, связав возбудителя, и потребует немедленного выведения. Поэтому в таких случаях у нас произойдет внезапное кровотечение вне графика. Обычно оно длится не более двух суток, схваткообразные боли присутствуют, но выражены они слабее, чем при менструации. Кроме того, это кровотечение не предваряют обычные для нас признаки приближения критических дней и симптомы ПМС.
Большинство моих пациенток называет такие эпизоды «как месячные, только точно не они». После эпизода с внеплановым кровотечением может наступить внезапное облегчение - фактически самоизлечение матки за счет своевременного избавления от инфекции. Но такое возможно лишь в случае, если нам повезло. То есть если возбудитель не успел или не сумел поразить более глубокие слои и вместе со слизистой организм покинула вся его колония.
Если мера, предпринятая маткой, не удалась, мы узнаем об этом очень скоро. В частности, по нарастанию острых, схваткообразных, стреляющих болей внизу живота и по всей паховой области. А также по повышению температуры, болям в суставах, чувству тяжести и пульсации в причинной области и другим признакам обширного воспаления.
Скажу откровенно: если у нас наблюдается такая картина, независимо от органа, в котором расположен очаг, я советую не медля обратиться за помощью. Потому что нередко эти состояния заканчиваются вызовом «скорой» уже через пару дней. И хорошо, если в момент прорыва гнойника рядом с нами будет хоть кто-то, способный вызвать ее за нас.
Как мы догадываемся по описанию, распространение инфекции на неотделяемые слои матки означает воспаление с нагноением. В принципе, гной при этом обычно скапливается в ее же полости. Поэтому при эндометрите, плавно перешедшем в метрит, у женщины в течение всего процесса наблюдаются гнойные выделения, раздражающие влагалище и вульву.
Температура тела при этом остается повышенной, но умеренно - максимум до 38 °C. Женщина испытывает общую слабость, потерю аппетита, апатию. Низ живота при обычном надавливании болит слегка, при пальпации врачом боли становятся выраженными, появляются «прострелы» в другие области малого таза.
Лечение эндометрита
Только медикаментозное, зависящее от процесса, что его запустил. Самолечение здесь недопустимо - речь идет об одном из неотложных состояний, которое может кончиться очень плохо. К примеру, заражением крови или, в зависимости от того, насколько воспаление повредило стенку органа, прорывом этого гигантского «пузыря» не во влагалище, а в брюшную полость.
Буду откровенна: спасают в таких случаях не всегда. А если это и удается, между прорывом и спасением пролегают несколько недель ада - ада санации всех органов брюшной полости. Да и в домашних условиях нам не удастся сделать то, что сможет врач, - вскрыть гнойник и вывести уже скопившийся гной. Для начала нам назначат постельный режим - как правило, в стационаре.
Затем - антибиотики широкого и узкого спектра, холод на низ живота. Спустя неделю могут начаться и другие общеукрепляющие процедуры. Например, детоксикация, физиотерапия, лечебные ванны и гимнастика, направленная на восстановление двигательной активности мышц малого таза и стенок матки, с ними тесно связанных.
Симптомы фибромиомы
Догадаться, что у нас фибромиома, очень непросто - обычно она не дает никаких патологических симптомов. Особенно на начальных этапах, когда она не очень велика и нет угрозы выпадения, перекручивания отдельных участков этого разрастания. Как я уже сказала, миома доброкачественна и, как считается, возникает просто в результате постоянно неправильной реакции слизистой на регулярную смену яйцеклеток.
Впрочем, не все миомы так уж податливы к гормональной терапии, как хотелось бы. Тем более не всегда результаты этой терапии выглядят более привлекательными, чем другие методы ее устранения. Однако в постменопаузе миома всегда претерпевает обратное развитие в соответствии с темпами угасания всей половой функции.
Фибромиома - это заболевание детородного периода в целом. Ее чаще обнаруживают у женщин в возрасте ближе к 30, чем ближе к 18. Но это никогда не угадаешь - миому той или иной стадии развития можно найти в любом возрасте после наступления половой зрелости. Поскольку миома - разрастание доброкачественное, она не болит и не вызывает сепсиса. Отдельные ее узлы могут расти как в полость матки, так и в ее стенку. В первом случае миому обычно обнаруживают позже, чем во втором.
Дело в том, что матка - орган довольно вместительный. Иными словами, она может растянуться даже на объем очень большой опухоли - вплоть до сходства с беременностью. А вот снаружи пространство для ее роста ограничено окружающими органами и тканями. Реального места в тазу не так уж много. Оттого наружная фибромиома быстро начинает нарушать работу соседних органов.
При внутренней миоме больная не испытывает никаких ощущений. Однако это так не всегда. Опухоль постепенно растет - с той или иной скоростью. А это значит, что рано или поздно с ее тканями что-то да случится.
Например:
•один из наиболее близких к шейке матке узлов опухоли может выпасть через нее во влагалище. При этом у пациентки быстро возникнет чувство инородного тела, боль в узле из-за сдавливания;
•все узлы опухоли растут, будучи прикреплены к основному очагу тонкими ножками. Потому при определенных движениях всего тела, сокращении стенок матки в период менструации и пр. они могут смещаться. Иногда это приводит к перекручиванию ножки, нарушению питания тканей узла. В таких случаях неизбежен его некроз и отторжение;
•помимо механического смещения, есть и еще одна опасность. А именно что слишком большая опухоль может потребовать от питающей ее кровеносной системы слишком много. Когда развития сосудистой сетки внутри опухоли недостаточно для поддержания ее тканей, в них запускается точно такой же распад;
•наконец, не забудем: даже у доброкачественных новообразований имеется немалый потенциал к малигнизации. Особенно если они существуют уж слишком долго. Это касается и миомы, которая становится раком матки примерно в трети всех случаев.
Так что осложнения от роста миомы - вещь довольно спонтанная и во многом неизбежная. А особенно неприятно то, что мы можем не подозревать о ее существовании годами. Мои личные наблюдения показывают, что более половины случаев обнаружения миомы приходится на обращение пациентки за обследованием в связи с намерением завести детей. Естественно, женщина, которая планирует беременность, стремится распланировать и возможные осложнения на этом пути.
В таких случаях миома может стать серьезным препятствием. Ведь ее размеры нередко либо сильно уменьшают место для роста плода, либо вовсе его не оставляют. Это новообразование опасно и началом перерождения под влиянием всех гормональных перемен, сопровождающих беременность. Кроме того, ее присутствие однозначно затруднит роды - в этом можно не сомневаться.
Лечение фибромиомы
Объективно, миома и беременность совместимы плохо. Ну разве что опухоль мала, стабильна и тревоги вообще не вызывает. Сложность, разумеется, в том, чтобы удалить миому, сохранив качества матки как детородного органа. Ведь способность поддерживать жизнеспособность яйцеклетки и нормально выводить ее - это одно. А способность удерживать в течение 9 месяцев 7 и более килограммов беременности - совсем другое. В то же время несмотря на все риски, многие женщины соглашались и продолжают соглашаться на них ради сохранения детородной функции.
Потому сперва медицина попытается избавить нас от опухоли консервативными методами - минуя операцию. Сама гормональная терапия в этих целях используется не так уж часто. Дело в том, что для нее могут понадобиться меры, снижающие способность к зачатию. А это уж явно не совпадет с намерением пациентки забеременеть в течение ближайших двух-трех лет. Так что гормональное лечение применяется, когда врач полагает, что оно будет недолгим и серьезная коррекция здесь не нужна. То есть как раз при маленьких, стабильных новообразованиях.
Большие опухоли можно попробовать уменьшить, заодно предотвратив их дальнейший рост. С этой целью хирург вводит в питающие опухоль сосуды особый склерозирующий препарат. Данное средство склеивает сосуды, «перекрывая кислород» тканям новообразования. Естественно, они отмирают, но поскольку весь процесс строго контролируется специалистом, такое отмирание не представляет для пациентки никакой угрозы. Если что, на страже ее здоровья стоят и мощные антибиотики, и высокоточная аппаратура, и техники принудительного выведения всего, чему пора покинуть полость матки.
Если же все эти меры лишены смысла в силу большого размера, солидного возраста опухоли или наличия опасных изменений в ней, ее предложат удалить. И объяснят предварительно, что беременность в такой ситуации все равно добром не кончится - ни для плода, ни для матери. А для матери (уже несостоявшейся) сохранение опухоли даже без беременности может закончиться любым из описанных выше эпизодов, включая рак.
К сожалению, операции по удалению миом обычно предполагают удаление всей матки. Биологического смысла в ее сохранении нет - сохраненный остаток наверняка будет нефункционален. Или, во всяком случае, непригоден для беременности. К тому же есть изрядный риск «забыть» в этом остатке часть поврежденных корней опухоли. А эти корни, даже доброкачественные изначально, при таких условиях станут опасны как никогда.
e-news.com.ua