О раке в целом можно сказать очень много - и материал достаточен, и опыт его наблюдения накопился немалый.
Да, сказать-то можно много, но все это будет в основном простым перечислением фактов.
Рак и в настоящее время является смертельным заболеванием, излечимым лишь на начальных (I и II) стадиях.
Стадии опухолей
А всего в развитии опухолей выделяют четыре стадии. К тому же первые симптомы (и то обычно похожие на другие заболевания) злокачественная опухоль дает только начиная с III стадии - а это уже довольно поздно для успешного лечения.
Так что мы могли бы поговорить о многом. О том, как при раке яичников начинается резкая активизация их функций. Или о том, как быстро при раке надпочечников наступают неустранимые гормональные сбои. Но, я уверена, большинству из нас глубоко безразлично, какие симптомы будут сопровождать нас на том или ином этапе нашего последнего пути - пути к смерти.
Нам гораздо важнее знать признаки, по которым можно заподозрить ранний, излечимый этап. Как догадаться, что времени у нас в обрез. И не упустить период, когда опухоль с ее пока единственным ближним метастазом удалят в течение часа, и мы забудем об этом эпизоде раз и навсегда.
С одной стороны, у рака, как я и сказала, очень мало собственных, свойственных лишь ему симптомов. Львиная их доля - это признаки нарастающего отказа органа, в котором развивается новообразование.
Кроме того, опухоль часто малозаметна даже на МРТ и рентгеновских снимках, ведь зрелый рак - это пятнышко размером с горошину. Больше зерна фасоли опухоли вырастают редко - обычно это касается опухолей мягких тканей, называемых саркомой. А собственно рак (опухоль соединительной ткани) всегда очень мал. И не заметить его - проще простого.
С другой стороны, у опухолей с определенным расположением свои тревожные признаки есть, и нередко они появляются рано. Для начала определимся с группами риска - с тем, насколько обоснованны наши опасения заболеть раком органов репродуктивной системы. Напомню, что онкология считает все эти факторы значимыми в большинстве случаев, но далеко не во всех из них.
Итак, нам стоит опасаться рака со всеми основаниями, если:
•среди наших кровных родственников имеются случаи рака различной локализации. В особенности если случаи рака не единичны, наблюдались по обеим линиям родства или среди них имеются повторения типа опухоли, ее расположения;
•мы когда-либо подвергались радиоактивному облучению, превышающему максимально допустимую норму;
•у нас уже были или есть предраковые состояния - устойчивые к лечению эрозии каких-либо тканей, включая желудок и шейку матки, кожный рог, дисгормональная гиперплазия протоков молочной железы. А также атрофический гастрит, приобретенные папилломы где бы то ни было, неспецифический язвенный колит, киста, аденоз и склерозирующий аденоз, подслизистый фиброз или наконец кератоакантома (патология глаз);
•в силу небезупречного развития или слабой работы иммунитета мы склонны к приобретению хронических воспалительных процессов в любых органах, кроме суставов. Последнее в 99 случаях из 100 является асептическим (неинфекционным) и появляется вследствие старения, травм, нагрузок и пр.;
•у нас наблюдается врожденный или приобретенный, но выраженный и упорный к попыткам его устранения дисбаланс гормонов пола. Если он существует более пяти лет кряду, нам следует знать, что, в зависимости от его особенностей (какой гормон вырабатывается с избытком), нам может «светить» разная перспектива. Среди вариантов -рак молочной железы, яичников, матки или перерождение кисты.
Что до курения, злоупотребления алкоголем и других вредных привычек, то оставим их в покое. Во-первых, они объективно не влияют на деятельность половой системы. Во-вторых, зачастую наука даже не может внятно объяснить механизм, с помощью которого, по ее мнению, алкоголь вызывает рак печени или желудка, а сигарета - глазной оболочки и пр.
Я никому не советую пить или курить - вред эти занятия приносят подчас куда больший, чем могут принести теоретической пользы. Но многого из того, что медицинская пропаганда говорит о вреде различных привычек, в природе не существует и существовать не может.
И я не уверена, что медицина права, когда принуждает нас к переходу на здоровый образ жизни путем распространения намеренно устрашающих мифов.
Определившись с факторами риска, разберемся и с возможными признаками злокачественного перерождения. Я не являюсь онкологом по профилю. Потому каждый раз, когда у меня появляются подозрения на злокачественный процесс, я направляю пациентку на осмотр у лучшего специалиста в этом деле, чем я.
По этой же причине я не хочу перечислять уж слишком много подробностей. Столь сложную, богатую элементами путаницы тему, как рак, вообще лучше всего обсуждать подробно с тем, кто ориентируется в ней по-настоящему хорошо. Тем не менее мне, конечно, положено настораживаться при виде определенных «примет».
А значит - и знать их досконально. В этой части я уверена и перечислю сейчас те признаки, по которым сужу о необходимости биопсии сама.
Итак, я могу направить больную к онкологу, если:
•при отсутствии жалоб на обильные менструации и видимых кровотечений у нее имеются признаки выраженной анемии - снижения числа красных кровяных телец;
•в тканях ее молочных желез имеются новообразования с одним из следующих признаков: они спаяны с кожей или окружающими тканями (неподвижны даже при попытках их смещения); кожа прямо над новообразованием изменена (она тоньше, более гладкая, другого цвета); на коже появилась специфичная для рака эрозия - незаживающая, глубокая, издающая гнилостный запах. Такие эрозии во многом похожи на инфицированные раны, но, в отличие от ран, они не поддаются лечению антибиотиками.
Когда пациентка поднимает руки вверх, становятся заметны тяжи, ведущие от опухоли к ключицам. Тяж - это след под кожей, видимый не во всех положениях тела и молочной железы. Он напоминает широкую ленту, на которой опухоль подвешена к верхней части железы, словно крупная бусина - на цепочке. Тяжи злокачественных опухолей груди на концах всегда имеют форму клешней.
Собственно, рак как заболевание был назван именно в их «честь»; при внешнем осмотре я обнаруживаю где-либо на ее теле один или несколько увеличенных лимфатических узлов. В особенности если лимфоузлы на других участках ее тела в норме. Такой единичный лимфоузел или несколько воспаленных лимфоузлов подряд обычно является ближним метастазом злокачественной опухоли.
При раке груди они традиционно обнаруживаются в подмышечных впадинах или в области ключиц. При раке органов таза они иногда могут быть и не видны с поверхности тела. Но обычно их обнаруживают в паху, вдоль линии большой бедренной складки, на передней и внутренней поверхности бедра.
В любом случае, при обнаружении такого новообразования где угодно нам следует знать, что речь идет о классическом признаке - одном из самых верных в онкологии. И что опухоль, давшая этот метастаз, является материнской (первичной). Кроме того, мы можем быть уверены, что расположена она неподалеку от этого места.
Наконец, не могу не рассказать и о новейших методах обнаружения рака на ранних и поздних стадиях. Отмечу, что их можно применять и для ранней диагностики, и для уточнения локализации опухоли. Последняя цель ставится в случае, когда врач подозревает о ее наличии, но точных указаний на место ее расположения симптомы не дают.
Все в тех же попытках сравнять пока почти «сухой» счет с опухолями онкология открыла ряд веществ, которые начинают выделяться в организме только в одном случае - при появлении очага малигнизации. Эти вещества являются белками, и большинство производится нашим телом на определенных этапах развития.
Просто эти этапы очень ограниченны по времени или условиям. И выделение того же белка за их пределами однозначно указывает на рак - нередко даже с примерным его расположением.
Белки из этого ряда называются онкомаркерами. Сейчас их выделено довольно много, и все они обладают разной степенью точности. У мужского пола много своих онкомаркеров, у женского - своих.
Я перечислю те из них, которые особенно интересуют нас в данный момент.
ХГЧ или хорионический гонадотропин
Речь идет об одном из плацентарных гормонов - гормонов, выделяемых организмом беременной женщины, причем обычно ближе к родам. Если женщина или тем более мужчина не находятся на последних сроках беременности, присутствие ХГЧ в крови однозначно указывает на опухоль яичек, плаценты или яичников;
АФП или альфа-фетопротеин
Как видно из названия, это один из гормонов, вырабатываемых организмом плода в период внутриутробного развития. АФП производится печенью и желудочно-кишечным трактом будущего маленького человечка. В течение ближайшего полугода с момента его появления на свет эта выработка угасает.
Разумеется, появление АФП в крови не беременного, так сказать, взрослого ненормально. В таких условиях он указывает на развитие тератокарциномы - особого вида злокачественной опухоли, которая иногда содержит внутри микроскопические копии частей тела.
В данном случае опухоль расположена в желточном мешочке либо яичника (у женщины), либо яичка (если пациент - мужчина); онкокомаркер РЭА, или раково-эмбриональный антиген, служит весьма точным, но универсальным показателем злокачественного процесса где-то в тканях тела. РЭА вырабатывается желудочно-кишечным трактом плода в утробе и новорожденного до трехмесячного возраста.
Потому исключение здесь лишь одно - беременность пациентки. РЭА полезен тем, что при его обнаружении вопрос, есть ли у больного рак, снимается сам собой. Все, что останется сделать врачу, это найти опухоль. Обычно опухоли с неясной локализацией ищут с помощью КТ (компьютерной томографии) и специально разработанного в этих целях контраста - радиоактивной глюкозы; еще один универсальный онкомаркер - Tumor M2-PK.
Он хорош своей способностью наглядно указывать не только на наличие злокачественного процесса. По его концентрации и особенностям ее изменения в динамике онколог может сделать вывод об особенности метаболизма клеток, составляющих опухоль.
Иначе говоря, наблюдение за Tumor M2-PK позволяет отличить доброкачественную опухоль от злокачественной. И заодно определить степень ее агрессивности. То есть насколько быстро она намерена расти, как активно метастазировать, на каком этапе развития находится процесс в целом.
Выводы
Смею надеяться, что наша беседа была содержательной и принесла вам пользу. Полагаю, полученные знания будут применены вами во благо.
И помните о самом главном: болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Хотелось бы, чтобы вы не забывали эту известную истину.
Часто причина заболевания заложена в нас самих, нашем образе жизни, невнимательном отношении к своему здоровью. Может быть, следует что-то изменить в себе?
Милые женщины, любите себя, берегите свое здоровье! Ведь это одна из немногих истинных ценностей на свете.
Но если вы все-таки заболели, не доверяйтесь людям несведущим и не занимайтесь самолечением. Последствия порой бывают просто непоправимыми. При первых симптомах обращайтесь к специалистам. Сейчас в арсенале врачей есть все необходимое, чтобы поставить точный диагноз и назначить эффективное лечение.