Delo.ua напоминает, как будут работать нормы закона об украинском языке и контроль за его исполнением.
С 16 января 2020 года вступает в силу норма закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", согласно которой все украинские предприниматели, работающие в сфере услуг, будут обязаны общаться и предоставлять информацию на государственном языке. В случае обращения на русском языке предпринимателей будут штрафовать.
Delo.ua рассказывает, что нужно делать в случае, если вам отказали в обслуживании на украинском языке, какие предусмотрены штрафы, каким будет контроль исполнения приказа, а также в каких случаях можно говорить по-русски.
Что делать, если отказали в обслуживании на украинском языке
Языковый омбудсмен Тарас Креминь на своей странице Facebook объяснил, что делать, если вам отказались предоставлять услугу на государственном языке:
▶️ Попробуйте решить ситуацию на месте и попросить работника обслуживать вас на государственном языке. В случае отказа работника обратитесь к руководству учреждения или на "горячую линию" учреждения: торговой сети АЗС, аптеки и др.
▶️ В случае отказа или не обеспечения предоставления информации (услуг) на государственном языке зафиксируйте факт отказа (с помощью аудио-, видео-, письменного подтверждения очевидцев и т.д.) и данные предприятия (название, местонахождение, контакты субъекта).
▶️ Подайте жалобу Уполномоченному по почтовому адресу 01001, г. Киев, переулок Музейный, 12, на e-почту skarha@mova-ombudsman.gov.ua или заполните соответствующую форму на сайте Уполномоченного.
▶️ В жалобе обязательно должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, место жительства, изложена суть жалобы, какой именно субъект / работник субъекта, когда, по какому адресу, каким образом нарушил право истца. Рекомендуют также добавить доказательства в подтверждение.
Языковый омбудсмен отметил, что письменная жалоба должна быть подписана заявителем с указанием даты. В электронной жалобе также необходимо указать электронный почтовый адрес, на который заявителю может быть направлен ответ, или сведения о других средствах связи с ним. Подпись при отправке электронного обращения не обязательна.
Жалобы нужно подавать Уполномоченному в течение шести месяцев со дня обнаружения заявителем нарушения.
В каком случае можно перейти на русский
Согласно 30 статье закона, распространяется на все предприятия вне зависимости от формы собственности и сферы оказания услуг. Сами же нормы закона распространяются на сферу торговли, социальной помощи, медицины, юриспруденции, то есть вести диалог с посетителем должен как кассир на заправке, так и тренер в спортивной секции. Также запрещено переходить на русский язык в случае, если посетитель / клиент говорит на английском, русском, испанском и тд.
При этом на государственном языке должны быть напечатаны названия, описания, инструкции к товарам и услугам, в том числе и в интернет-магазинах. Такая информация может дублироваться на других языках, но на украинском должна предоставляться по умолчанию и в не меньшем объеме, чем на других языках.
Разрешено перейти на любой другой язык, кроме государственного, если клиент / посетитель об этом попросит или в случае, если такой язык является приемлемым для обоих собеседников.
Какое предусмотрено наказание
При первом зафиксированном случае предпринимателю грозит предупреждение, а штраф — только при повторном на протяжении года. Отметим, что с 16 января вступает в силу только 30 статья, которой предусмотрен штраф за повторное нарушение на протяжении года в сумме 300 — 400 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 5,1 — 6,8 тысяч гривен.
Нормы КУоАП начнут действовать лишь с 16 июля 2022 года, при нарушении которых предпринимателям за повторное нарушение будут выписывать уже другие суммы штрафов — от 200 до 300, то есть 3,4 — 5,1 тысячи гривен.
В случае, если на протяжении года предприниматель нарушил более одного раза, то его уже могут оштрафовать на 500 — 700 необлагаемых минимумов, где сумма может достигнуть 11,9 тысячи гривен.
Также стоит отметить, что в случае невыполнения приказа штраф будет накладываться на предприятие, а не на наемного сотрудника. То есть если работник позволил себе нарушение, то штраф будет взиматься с юридического лица.
Есть закон и штрафы, а контроля — нет
Как заявил языковый омбудсмен Креминь в комментарии ИП "Интерфакс" Украина, Секретариат уполномоченного для выявления нарушений языкового законодательства, особенно в сфере обслуживания, инициировать определенные рейды в условиях пандемии не будет. По его словам, он не может рисковать здоровьем своих коллег и требовать от них аналогичные формы контроля.
Также он добавил, что им хватит других возможностей зафиксировать факты возможных нарушений. В соответствии с планом работы на 2021 год, Секретариат готовится к различным формам проверок, однако меры государственного контроля — среди основных.
Напомним, ранее Delo.ua рассказывало, как бизнес готовится к переходу на украинский язык в сфере услуг.
НАТАЛЬЯ ЛОШАКОВА
Инф. delo.ua
e-news.com.ua