Имбецильность (от лат. imbecillus – «слабый», «незначительный») – это средняя степень тяжести умственного недоразвития (умственной отсталости, малоумия или олигофрении), являющаяся следствием биологической недостаточности структур головного мозга, при которой происходит задержка психического развития и страдает формирование интеллекта, эмоциональной и волевой сфер, поведенческих реакций, речи. Полноценная независимая социальная адаптация в данном случае невозможна.
Олигофрения встречается примерно у 1–2,5% населения
Заболевание может как развиваться в первые годы жизни (органическое поражение мозга в возрасте до 3 лет), так и носить врожденный характер.
Степень тяжести состояния определяется интенсивностью негативного воздействия, временем приобретения имбецильности (чем меньше возраст ребенка, подвергшегося действию повреждающих факторов, тем более глубок развившийся психический дефект). Выраженность интеллектуальной недостаточности у пациентов с имбецильностью определяется с помощью стандартных тестов диагностики IQ и варьирует в пределах 35–49.
Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений; зачастую интенсивность болезненных проявлений удается скорректировать, уменьшив их выраженность.
Синонимы: умеренная умственная отсталость, олигофрения средней степени тяжести.
Причины и факторы рискаК развитию имбецильности может привести множество различных факторов, воздействовавших как на половые клетки родителей до момента оплодотворения или на плод во время беременности, так и на ребенка в период раннего детства.
Эндогенные (внутренние) причины, способные привести к имбецильности:
генетические мутации;
наследственные или приобретенные болезни обмена веществ (сахарный диабет, фенилкетонурия, болезнь Гоше и т. д.);
возраст родителей (преимущественно матери) старше 40-45 лет;
тяжелые хронические заболевания матери;
гормональные нарушения, приводящие к перезреванию половых клеток; и др.
Причины, оказывающие повреждающее действие на плод во время беременности:
ионизирующее излучение;
неполноценное питание (гиповитаминоз, белковое голодание);
внутриутробные инфекции плода как следствие перенесенных матерью (особенно в первом триместре) острых вирусных инфекций или хронических инфекционных заболеваний мочеполовой сферы;
попадание в организм матери солей тяжелых металлов, пестицидов, агрессивных химических соединений;
прием алкоголя, курение во время беременности;
хроническое нервно-эмоциональное перенапряжение;
острые стрессы;
употребление некоторых лекарственных препаратов, наркотических и прочих запрещенных веществ;
механические травмирующие воздействия.
Курение и употребление алкоголя во время беременности может приводить к имбецильности у ребенкаЭкзогенные (внешние, приобретенные) причины имбецильности:
осложнения в родах и постнатальном периоде;
механические травмы головного мозга;
острые нарушения мозгового кровообращения;
микро- и гидроцефалия;
неполноценный рацион ребенка (недостаток йода и других микроэлементов, витаминов);
отрицательные психосоциальные влияния в первые годы жизни (социальная депривация, алкоголизм или наркомания родителей, проживание вне человеческой среды, слабоумие родителей, отказ матери от контактов с ребенком и т. д.).
Достоверно этиологию заболевания удается установить не более чем в 35-40% случаев.
Формы заболеванияВ зависимости от времени возникновения заболевания выделяют 2 формы имбецильности:
врожденная;
приобретенная.
Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений.
СимптомыНесмотря на отсутствие абстрактного мышления и неспособность к обобщению, формулированию понятий, больные могут приобретать и в достаточной мере развивать навыки самообслуживания, осуществлять примитивную трудовую деятельность.
Для формирования социальных навыков таким больным необходимы постоянные опека и контроль; самостоятельно осваивать даже простейшие целенаправленные действия бытового характера они практически не способны.
Круг болезненных проявлений при имбецильности довольно широк; он складывается из своеобразных изменений мышления, памяти, речи, особенностей поведения. Это:
рассеянность внимания;
неспособность концентрироваться на определенном вопросе, легкая отвлекаемость;
малый объем памяти;
менее развитое краткосрочное запоминание, чем долгосрочное, часто возникающие искажения запечатленных в памяти событий;
нарушения логической и механической памяти;
крайне малый запас представлений и данных об окружающем мире;
неспособность манипулировать абстрактными понятиями, понимать их суть («красота природы», «мудрость поколений» и т. д.);
отсутствие способности анализировать, сопоставлять, делать выводы (невозможность связно пересказать услышанное, расположить в определенной последовательности простейшие данные);
неразвитая речь, практически без второстепенных членов предложений, состоящая преимущественно из подлежащих и сказуемых;
ограниченный активный лексикон (как правило, не более нескольких сотен слов);
превалирование понимания жестов, интонаций, мимики над пониманием смысла сказанного (ребенок удовлетворительно распознает посыл интонирования и жестикуляции, не улавливая смысла произнесенной фразы в целом);
косноязычность речи, отсутствие речевых модуляций, искажение структуры многих слов, значительные трудности в построении предложений из нескольких слов;
эхолалия (повторение слов или частей фраз, услышанных в чужой речи);
неаккуратность, несистематичность, неряшливость, как следствие – неспособность к эффективному самоуходу;
эгоцентрическая направленность;
высокий уровень внушаемости, отсутствие критического осмысления информации;
ограниченный круг интересов (еда, любимые занятия и т. д.);
расторможенное сексуальное поведение;
эмоциональная лабильность, излишняя чувствительность, неуравновешенность;
моральная незрелость (отсутствие сопереживания, сочувствия, совестливости, чувства долга).
Для имбецильности характерно отсутствие абстрактного мышление и неспособность к формулированию понятийПомимо нарушений функционирования психической сферы, у детей с имбецильностью отмечаются отклонения в физическом развитии: ребенок поздно садится, встает и начинает ходить, плохо ползает, недостаточно устойчив; нередко отмечается шаткость походки. Формирование речевых навыков также запаздывает.
Обучение имбецилов затруднено, проводится в формате коррекционных образовательных организаций. Из школьной программы при полноценном педагогическом сопровождении больной ребенок может освоить простейший счет, алфавит, чтение по слогам небольших текстов, заучивание отдельных фраз.