• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Имбецильность: причины и факторы риска

    Опубликовано: 2020-09-26 20:28:50

    Имбецильность (от лат. imbecillus – «слабый», «незначительный») – это средняя степень тяжести умственного недоразвития (умственной отсталости, малоумия или олигофрении), являющаяся следствием биологической недостаточности структур головного мозга, при которой происходит задержка психического развития и страдает формирование интеллекта, эмоциональной и волевой сфер, поведенческих реакций, речи. Полноценная независимая социальная адаптация в данном случае невозможна.


    Олигофрения встречается примерно у 1–2,5% населения
    Заболевание может как развиваться в первые годы жизни (органическое поражение мозга в возрасте до 3 лет), так и носить врожденный характер.

    Степень тяжести состояния определяется интенсивностью негативного воздействия, временем приобретения имбецильности (чем меньше возраст ребенка, подвергшегося действию повреждающих факторов, тем более глубок развившийся психический дефект). Выраженность интеллектуальной недостаточности у пациентов с имбецильностью определяется с помощью стандартных тестов диагностики IQ и варьирует в пределах 35–49.

    Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений; зачастую интенсивность болезненных проявлений удается скорректировать, уменьшив их выраженность.

    Синонимы: умеренная умственная отсталость, олигофрения средней степени тяжести.

    Причины и факторы рискаК развитию имбецильности может привести множество различных факторов, воздействовавших как на половые клетки родителей до момента оплодотворения или на плод во время беременности, так и на ребенка в период раннего детства.

    Эндогенные (внутренние) причины, способные привести к имбецильности:

    генетические мутации;
    наследственные или приобретенные болезни обмена веществ (сахарный диабет, фенилкетонурия, болезнь Гоше и т. д.);
    возраст родителей (преимущественно матери) старше 40-45 лет;
    тяжелые хронические заболевания матери;
    гормональные нарушения, приводящие к перезреванию половых клеток; и др.
    Причины, оказывающие повреждающее действие на плод во время беременности:

    ионизирующее излучение;
    неполноценное питание (гиповитаминоз, белковое голодание);
    внутриутробные инфекции плода как следствие перенесенных матерью (особенно в первом триместре) острых вирусных инфекций или хронических инфекционных заболеваний мочеполовой сферы;
    попадание в организм матери солей тяжелых металлов, пестицидов, агрессивных химических соединений;
    прием алкоголя, курение во время беременности;
    хроническое нервно-эмоциональное перенапряжение;
    острые стрессы;
    употребление некоторых лекарственных препаратов, наркотических и прочих запрещенных веществ;
    механические травмирующие воздействия.
     
    Курение и употребление алкоголя во время беременности может приводить к имбецильности у ребенкаЭкзогенные (внешние, приобретенные) причины имбецильности:

    осложнения в родах и постнатальном периоде;
    механические травмы головного мозга;
    острые нарушения мозгового кровообращения;
    микро- и гидроцефалия;
    неполноценный рацион ребенка (недостаток йода и других микроэлементов, витаминов);
    отрицательные психосоциальные влияния в первые годы жизни (социальная депривация, алкоголизм или наркомания родителей, проживание вне человеческой среды, слабоумие родителей, отказ матери от контактов с ребенком и т. д.).
    Достоверно этиологию заболевания удается установить не более чем в 35-40% случаев.

    Формы заболеванияВ зависимости от времени возникновения заболевания выделяют 2 формы имбецильности:

    врожденная;
    приобретенная.
    Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений.
    СимптомыНесмотря на отсутствие абстрактного мышления и неспособность к обобщению, формулированию понятий, больные могут приобретать и в достаточной мере развивать навыки самообслуживания, осуществлять примитивную трудовую деятельность.

    Для формирования социальных навыков таким больным необходимы постоянные опека и контроль; самостоятельно осваивать даже простейшие целенаправленные действия бытового характера они практически не способны.

    Круг болезненных проявлений при имбецильности довольно широк; он складывается из своеобразных изменений мышления, памяти, речи, особенностей поведения. Это:

    рассеянность внимания;
    неспособность концентрироваться на определенном вопросе, легкая отвлекаемость;
    малый объем памяти;
    менее развитое краткосрочное запоминание, чем долгосрочное, часто возникающие искажения запечатленных в памяти событий;
    нарушения логической и механической памяти;
    крайне малый запас представлений и данных об окружающем мире;
    неспособность манипулировать абстрактными понятиями, понимать их суть («красота природы», «мудрость поколений» и т. д.);
    отсутствие способности анализировать, сопоставлять, делать выводы (невозможность связно пересказать услышанное, расположить в определенной последовательности простейшие данные);
    неразвитая речь, практически без второстепенных членов предложений, состоящая преимущественно из подлежащих и сказуемых;
    ограниченный активный лексикон (как правило, не более нескольких сотен слов);
    превалирование понимания жестов, интонаций, мимики над пониманием смысла сказанного (ребенок удовлетворительно распознает посыл интонирования и жестикуляции, не улавливая смысла произнесенной фразы в целом);
    косноязычность речи, отсутствие речевых модуляций, искажение структуры многих слов, значительные трудности в построении предложений из нескольких слов;
    эхолалия (повторение слов или частей фраз, услышанных в чужой речи);
    неаккуратность, несистематичность, неряшливость, как следствие – неспособность к эффективному самоуходу;
    эгоцентрическая направленность;
    высокий уровень внушаемости, отсутствие критического осмысления информации;
    ограниченный круг интересов (еда, любимые занятия и т. д.);
    расторможенное сексуальное поведение;
    эмоциональная лабильность, излишняя чувствительность, неуравновешенность;
    моральная незрелость (отсутствие сопереживания, сочувствия, совестливости, чувства долга).
     
    Для имбецильности характерно отсутствие абстрактного мышление и неспособность к формулированию понятийПомимо нарушений функционирования психической сферы, у детей с имбецильностью отмечаются отклонения в физическом развитии: ребенок поздно садится, встает и начинает ходить, плохо ползает, недостаточно устойчив; нередко отмечается шаткость походки. Формирование речевых навыков также запаздывает.

    Обучение имбецилов затруднено, проводится в формате коррекционных образовательных организаций. Из школьной программы при полноценном педагогическом сопровождении больной ребенок может освоить простейший счет, алфавит, чтение по слогам небольших текстов, заучивание отдельных фраз.

    neboleem.net

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.