• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Фотогалереи
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 5 октября 2004 г.
  • Имбецильность: причины и факторы риска
    Опубликовано: 2020-09-26 20:28:50

    Имбецильность (от лат. imbecillus – «слабый», «незначительный») – это средняя степень тяжести умственного недоразвития (умственной отсталости, малоумия или олигофрении), являющаяся следствием биологической недостаточности структур головного мозга, при которой происходит задержка психического развития и страдает формирование интеллекта, эмоциональной и волевой сфер, поведенческих реакций, речи. Полноценная независимая социальная адаптация в данном случае невозможна.


    Олигофрения встречается примерно у 1–2,5% населения
    Заболевание может как развиваться в первые годы жизни (органическое поражение мозга в возрасте до 3 лет), так и носить врожденный характер.

    Степень тяжести состояния определяется интенсивностью негативного воздействия, временем приобретения имбецильности (чем меньше возраст ребенка, подвергшегося действию повреждающих факторов, тем более глубок развившийся психический дефект). Выраженность интеллектуальной недостаточности у пациентов с имбецильностью определяется с помощью стандартных тестов диагностики IQ и варьирует в пределах 35–49.

    Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений; зачастую интенсивность болезненных проявлений удается скорректировать, уменьшив их выраженность.

    Синонимы: умеренная умственная отсталость, олигофрения средней степени тяжести.

    Причины и факторы рискаК развитию имбецильности может привести множество различных факторов, воздействовавших как на половые клетки родителей до момента оплодотворения или на плод во время беременности, так и на ребенка в период раннего детства.

    Эндогенные (внутренние) причины, способные привести к имбецильности:

    генетические мутации;
    наследственные или приобретенные болезни обмена веществ (сахарный диабет, фенилкетонурия, болезнь Гоше и т. д.);
    возраст родителей (преимущественно матери) старше 40-45 лет;
    тяжелые хронические заболевания матери;
    гормональные нарушения, приводящие к перезреванию половых клеток; и др.
    Причины, оказывающие повреждающее действие на плод во время беременности:

    ионизирующее излучение;
    неполноценное питание (гиповитаминоз, белковое голодание);
    внутриутробные инфекции плода как следствие перенесенных матерью (особенно в первом триместре) острых вирусных инфекций или хронических инфекционных заболеваний мочеполовой сферы;
    попадание в организм матери солей тяжелых металлов, пестицидов, агрессивных химических соединений;
    прием алкоголя, курение во время беременности;
    хроническое нервно-эмоциональное перенапряжение;
    острые стрессы;
    употребление некоторых лекарственных препаратов, наркотических и прочих запрещенных веществ;
    механические травмирующие воздействия.
     
    Курение и употребление алкоголя во время беременности может приводить к имбецильности у ребенкаЭкзогенные (внешние, приобретенные) причины имбецильности:

    осложнения в родах и постнатальном периоде;
    механические травмы головного мозга;
    острые нарушения мозгового кровообращения;
    микро- и гидроцефалия;
    неполноценный рацион ребенка (недостаток йода и других микроэлементов, витаминов);
    отрицательные психосоциальные влияния в первые годы жизни (социальная депривация, алкоголизм или наркомания родителей, проживание вне человеческой среды, слабоумие родителей, отказ матери от контактов с ребенком и т. д.).
    Достоверно этиологию заболевания удается установить не более чем в 35-40% случаев.

    Формы заболеванияВ зависимости от времени возникновения заболевания выделяют 2 формы имбецильности:

    врожденная;
    приобретенная.
    Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений.
    СимптомыНесмотря на отсутствие абстрактного мышления и неспособность к обобщению, формулированию понятий, больные могут приобретать и в достаточной мере развивать навыки самообслуживания, осуществлять примитивную трудовую деятельность.

    Для формирования социальных навыков таким больным необходимы постоянные опека и контроль; самостоятельно осваивать даже простейшие целенаправленные действия бытового характера они практически не способны.

    Круг болезненных проявлений при имбецильности довольно широк; он складывается из своеобразных изменений мышления, памяти, речи, особенностей поведения. Это:

    рассеянность внимания;
    неспособность концентрироваться на определенном вопросе, легкая отвлекаемость;
    малый объем памяти;
    менее развитое краткосрочное запоминание, чем долгосрочное, часто возникающие искажения запечатленных в памяти событий;
    нарушения логической и механической памяти;
    крайне малый запас представлений и данных об окружающем мире;
    неспособность манипулировать абстрактными понятиями, понимать их суть («красота природы», «мудрость поколений» и т. д.);
    отсутствие способности анализировать, сопоставлять, делать выводы (невозможность связно пересказать услышанное, расположить в определенной последовательности простейшие данные);
    неразвитая речь, практически без второстепенных членов предложений, состоящая преимущественно из подлежащих и сказуемых;
    ограниченный активный лексикон (как правило, не более нескольких сотен слов);
    превалирование понимания жестов, интонаций, мимики над пониманием смысла сказанного (ребенок удовлетворительно распознает посыл интонирования и жестикуляции, не улавливая смысла произнесенной фразы в целом);
    косноязычность речи, отсутствие речевых модуляций, искажение структуры многих слов, значительные трудности в построении предложений из нескольких слов;
    эхолалия (повторение слов или частей фраз, услышанных в чужой речи);
    неаккуратность, несистематичность, неряшливость, как следствие – неспособность к эффективному самоуходу;
    эгоцентрическая направленность;
    высокий уровень внушаемости, отсутствие критического осмысления информации;
    ограниченный круг интересов (еда, любимые занятия и т. д.);
    расторможенное сексуальное поведение;
    эмоциональная лабильность, излишняя чувствительность, неуравновешенность;
    моральная незрелость (отсутствие сопереживания, сочувствия, совестливости, чувства долга).
     
    Для имбецильности характерно отсутствие абстрактного мышление и неспособность к формулированию понятийПомимо нарушений функционирования психической сферы, у детей с имбецильностью отмечаются отклонения в физическом развитии: ребенок поздно садится, встает и начинает ходить, плохо ползает, недостаточно устойчив; нередко отмечается шаткость походки. Формирование речевых навыков также запаздывает.

    Обучение имбецилов затруднено, проводится в формате коррекционных образовательных организаций. Из школьной программы при полноценном педагогическом сопровождении больной ребенок может освоить простейший счет, алфавит, чтение по слогам небольших текстов, заучивание отдельных фраз.

    neboleem.net

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    E-NEWS.COM.UA

    Электронная почта проекта: info@e-news.com.ua
    Тел.: +380-50-441-7388
    © E-NEWS.COM.UA. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции. За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель. Права на информацию принадлежат www.e-news.com.ua.