Директор Украинского государственного проектно-технологического научно-исследовательского института гражданской авиации «Украэропроект» Виктор Бойко считает, что предложенный Japan Airport Consultants, Inc. и Nippon Koei Co. Ltd проект строительства терминала для аэропорта «Борисполь» противоречит интересам Украины.
– Как вы оцениваете проект, предлагаемый японскими проектировщиками для аэропорта «Борисполь»?
– Летом 2005 года я ознакомился с вариантом аэровокзала города Хо Ши Мин (Вьетнам), который ранее спроектировала та же консалтинговая группа, что работает у нас. И был очень удивлен нестандартным и затратным подходом, примененным при проектировании и строительстве этого аэровокзала.
В начале сентября прошлого года, когда началось проектирование нового терминала в «Борисполе», стало ясно, что вьетнамская схема предлагается и для нашего аэропорта. Такая технология не выдерживает критики, такие подходы применялись в 1976-1979 годах. В дальнейшем подобные аэровокзалы не проектировались нигде, а в европейском сообществе они вообще не применяются.
– Охарактеризуйте основные параметры проектируемого терминала.
– Если сравнивать японский проект с аналогичным вариантом, разработанным «Украэропроектом», то, по предварительным подсчетам, наш на $28 млн. дешевле. При этом пропускная способность терминала, запроектированного «Украэропроектом», предлагается на уровне 2-2,6 тыс. пассажиров в час, а японцами — 1,25-1,5 тыс.
Кроме этого, терминал по нашему проекту потреблял бы приблизительно в 1,5 раза меньше электроэнергии, вдвое меньше тепловой энергии в холодное время года, в 1,5 раза меньше нуждался бы в кондиционировании в теплое время года. Все это не в последнюю очередь потому, что он на 10-12 тыс. кубометров меньше по объему, чем японский.
Расчетная стоимость японского терминала — $230 млн., но, вероятно, она будет пересмотрена в сторону увеличения.
– В чем заключаются кардинальные различия между проектами?
– Преимущество предлагаемой «Украэропроектом» схемы в том, что мы придерживались схемы кратчайшего пути пассажира, то есть чтобы он проходил как можно удобнее и быстрее путь от аэровокзала до самолета и наоборот. В японской схеме предлагалось очень много вертикальных связей: пассажир сначала загонялся на третий этаж, а потом опускался на уровень самолета.
В этом как раз видны различия в аэровокзалах Азии и Европы, различия в рекомендациях международных авиационных организаций ICAO и IATA. «Украэропроект» не мог согласиться на японский проект именно из этих соображений, а японская сторона при поддержке руководства аэропорта «Борисполь» настаивала только на своем варианте.
– Как вы можете объяснить такую позицию?
– Японские консультанты привезли с собой уже готовые рабочие чертежи вьетнамского аэропорта и предлагали возводить новый терминал «Борисполя» прямо по ним. Предлагаемый ими проект противоречит интересам Украины не только тем, что он более затратный, но и тем, что обслуживание пассажиров в нем усложнено. Поэтому авиакомпании всегда критически будут относиться к такому терминалу.
Вариант «Украэропроекта» предоставляет очень гибкую схему. Допустим, проект терминала, который мы совместно с испанской фирмой Ineco разработали для «АэроСвита», кардинально отличается от японского. Он выигрывает по экономии, сервису, удобству, механизации, технологичности.
– Какой, по вашему мнению, может быть выход из сложившейся ситуации?
– Тендер на определение проектировщика нового терминала в аэропорту «Борисполь» не проводился вообще. Это грубейшее нарушение закона о госзакупках. Более того, по моей информации, генеральным проектировщиком от Украины назначена вообще непроектировочная фирма — частная компания «Тебодин». Ее выбор не согласован с Госавиаслужбой, которая должна была определить участников тендера, утвердить победителя и сумму проекта.
Чтобы новый терминал соответствовал всем нормам и имел перспективы развития, необходимо провести конкурс. Для участия в нем пригласить и «Украэропроект», ведь наш институт проектировал подавляющее большинство аэровокзалов Украины, а также выполнял проекты в Беларуси, Молдове и России.
Эскизным проектированием терминала D аэропорта «Борисполь», который будет построен за счет средств Японского банка международного сотрудничества в размере 19,092 млрд. японских иен (около $172 млн.) под 1,5% годовых на 30 лет, занимаются Japan Airport Consultants, Inc., Nippon Koei Co. Ltd (обе — Токио, Япония) и украинские компании «КиевАвиапроект» и «Тебодин Украина».
Мыкола Олиярнык, газета "ДЕЛО"