Аутизм у детей – это заболевание, для которого характерно нарушение психического развития ребенка, расстройства речи, моторики, поведения и общения. Заболевание чаще регистрируется у мальчиков (примерно в три раза чаще, чем у девочек). Аутизм распространен во всем мире вне зависимости от социального класса, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Аутизм – врожденное заболеваниеТермин «аутизм» впервые введен в практику в 1920 году Э. Блейером для описания признака, наблюдающегося у пациентов с шизофренией, который заключался в нарушении взаимодействия с реальным миром. При аутизме у детей наблюдаются не только расстройства психических функций, но также нарушения восприятия окружающей действительности. Симптомы раннего детского аутизма проявляются уже в возрасте 2-2,5 лет, частота встречаемости заболевания составляет 2–4 случая на 10 тысяч детей. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью.
В последние десятилетия диагноз аутизма выставляется чаще, однако остается неясным, связано это с реальным увеличением распространенности патологии или с изменением диагностических критериев.
Синоним – инфантильный аутизм.
Причины аутизма у детей и факторы рискаПричины аутизма у детей до конца не выяснены.
Среди вероятных причин называют старший возраст родителей, патологии беременности, травмирование ребенка в родах, инфекционные процессы в организме как беременной женщины, так и ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговые травмы, врожденные аномалии развития мозга, генетическую предрасположенность, нарушения метаболизма, иммунные и гормональные расстройства матери и плода. Кроме того, к причинам аутизма у детей относят влияние неблагоприятных факторов внешней среды на организм женщины на ранних сроках беременности, что может приводить к биологическим повреждениям нервной системы.
У однояйцевых близнецов риск развития аутизма вышеК тератогенным факторам, т. е. способным воздействовать на организм беременной женщины и тем самым спровоцировать аутизм у ребенка, относят:
некоторые компоненты продуктов питания, особенно изготовленных промышленным способом (нитраты, консерванты, стабилизаторы);
спиртные напитки;
никотин;
наркотические вещества;
некоторые лекарственные препараты;
стрессовые ситуации;
неблагоприятную экологическую обстановку в районе проживания (выхлопные газы, повышенный радиационный фон, присутствие в воде и почве солей тяжелых металлов и пр.).
Риск развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов оценивается в 60–90%.
Аутизм у детей приводит к нарушению социального взаимодействия. Во взрослом возрасте заболевание может вызвать проблемы, связанные с выбором профессиональной деятельности, межличностными отношениями, социальными навыками и т. д.
Формы заболеванияВ зависимости от показателя IQ и уровня заботы, необходимого пациенту в повседневной жизни, аутизм у детей подразделяют следующим образом:
низкофункциональный;
среднефункциональный;
высокофункциональный.
Кроме того, заболевание может быть синдромальным и несиндромальным.
В зависимости от этиологического фактора ранний детский аутизм может быть:
эндогенно-наследственным;
связанным с хромосомными абберациями;
экзогенно-органическим;
психогенным;
неясной этиологии.
Одна из форм аутизма у детей – с отрешенностью от окружающего мираПо классификации К. С. Лебединской в зависимости от преобладающего характера нарушения социальной адаптации выделяют следующие формы аутизма у детей:
с отрешенностью от окружающего мира (ситуативное поведение, отсутствие навыков самообслуживания, полное отсутствие потребности в социальных контактах);
с отвержением окружающего мира (речевые, сенсорные, двигательные стереотипии, нарушение чувства самосохранения, гипервозбудимость, гиперсенситивность);
с замещением окружающего мира (наличие своеобразных интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким людям);
со сверхтормозимостью в отношении окружающего мира (быстрая психическая и физическая истощаемость, пугливость, ранимость, эмоциональная лабильность).
По классификации О. С. Никольской, в зависимости от тяжести проявлений аутизма у детей, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза выделяют 4 группы:
I.Характеризуется самыми глубокими нарушениями, характерно полевое поведение, отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими людьми, мутизм, отсутствие активного негативизма, неспособность к самообслуживанию; ведущим патопсихологическим синдромом выступает отрешенность. Целью лечения является установление контакта с ребенком, вовлечение во взаимодействие с окружающими, формирование навыков самообслуживания.
II.Характеризуется наличием жестких ограничений в выборе формы поведения, штампованной речи, выраженным стремлением к неизменности, при этом любые изменения могут обусловить срыв, который выражается в агрессии, аутоагрессии, негативизме; ребенок способен вырабатывать и воспроизводить бытовые навыки, в привычной среде достаточно открыт; ведущим психопатологическим синдромом выступает отвержение реальности. Целью лечения является развитие контактов с близкими людьми, выработка большего количества стереотипов поведения.
III.Характеризуется более сложным поведением при поглощении собственными стереотипными интересами, слабой способностью к диалогу, неготовностью идти на компромиссы, пробовать и/или рисковать для достижения поставленной цели, при этом у пациента могут присутствовать энциклопедические знания в конкретной области на фоне фрагментарного представления об окружающем мире, отмечается интерес к опасным асоциальным развлечениям; ведущим психопатологическим синдромом выступает замещение. Целью лечения является обучение диалогу, формирование навыков поведения в обществе, расширение круга представлений.
IV.Характерно настоящее произвольное поведение, однако дети при этом быстро утомляются, у них наблюдаются сложности концентрации внимания, выполнения инструкций; они могут вести себя робко, пугливо, однако при адекватном лечении демонстрируют лучшие результаты в сравнении с остальными группами; ведущим психопатологическим синдромом выступает ранимость. Целью лечения является улучшение навыков социального взаимодействия, обучение спонтанности, развитие индивидуальных способностей.