Итальянская оборонная компания Finmeccanica SpA объявила о намерении приобрести 25% российского ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», являющегося подразделением по строительству гражданских самолетов авиационной холдинговой компании «Сухой». Данная сделка - часть соглашения между компаниями о создании серийных пассажирских самолетов RRJ вместимостью 70-100 человек. Сотрудничество россиян и итальянцев является частью программы по конверсии истребителей Су-27 в гражданские самолеты, стоимость которой - $1 млрд.
Из официального сообщения Finmeccanica следует, что договор о покупке пакета акций будет подписан 5 марта. В то же время директор дирекции по связям с общественностью «Гражданских самолетов Сухого» Ольга Каюкова заявила, что завершение сделки «ожидается до конца текущего года». Она отказалась обнародовать финансовые детали будущего договора. Альянс, созданный Finmeccanica и «Сухой», позволит компаниям выйти на рынок самолетов вместимостью до 100 человек. Основными игроками в этом сегменте мирового авиарынка являются канадская Bombardier Inc и бразильская Empresa Brasileira de Aeronautica SA.
Проект может существенно снизить продажи украинского АНТК им. Антонова, поскольку создаются самолеты – прямые конкуренты Ан-148. «Российский проект RRJ действительно является конкурентом Ан-148», - подтвердил замгенерального конструктора АНТК им. Антонова Александр Кива.
АНТК им. Антонова сейчас совместно с предприятиями Украины и России активно разрабатывает семейство двухдвигательных реактивных самолетов Ан-148 пассажировместимостью до 80 человек.
Маркетинговое преимущество проекта Ан-148 в том, что он будет выведен на рынок раньше, чем RRJ. «Ан-148 находится значительно ближе к моменту запуска в серийное производство, чем RRJ. В середине 2006 года мы планируем завершить все испытания Ан-148, а до конца года – поставить первые самолеты заказчикам», - отметил Кива. В то же время первый полет самолета RRJ запланирован на сентябрь 2007 года.
Бюджетное финансирование самолетостроения
Российская Федеральная целевая программа развития гражданской авиационной техники предусматривает выделение на этот проект только 1,468 млрд. руб. бюджетных средств (в течение 2006-2015 гг.). В то же время, по мнению руководства Роспрома, четыре проекта региональных самолетов (Ту-334, Ту-324, Ан-148 и RRJ) российский рынок не вынесет, поскольку емкость не превышает 200 единиц.
Мыкола Олиярнык, газета "ДЕЛО"