В 2019 году Украине нужно будет выплатить долгов на сумму около $10 млрд. Внутренних ресурсов хватит только на половину этой потребности. Без МВФ другую половину денег найти не получится.
В Украине важные новости, особенно те, которые неоднозначно воспринимает общество, особенно накануне выборов, нередко появляются в пятницу вечером. Так вот, в прошлую пятницу с разницей в несколько часов появились целых две важные связанные причинно-следственной связью новости. Во-первых, Кабмин повысил цену на газ для населения. Во-вторых, Международный валютный фонд заявил, что готов стартовать новую кредитную программу для Украины на $3,9 млрд.
Вопрос кредита от МВФ, впрочем, как и вопрос тарифов на газ, очень политизированный и часто используется популистами для критики нынешней власти. Но радует, что правительство все-таки может смотреть в завтрашний день и не принимает решения в логике "после нас хоть потоп".
Деньги на будущее
Что же значит для Украины новая программа с МВФ?
Получив в долг от Фонда сумму до $4 млрд, Украина сможет решить проблему больших выплат по долгам в 2019 году и в последующие два года.
Согласно данным Министерства финансов, за последний квартал 2018 г. Украина должна выплатить почти 100 млрд грн долга, из них 17 млрд грн — это внешний валютный долг. За 2019 г. нужно выплатить 356 млрд грн, из них почти половина — 165 млрд грн — это внешний долг. В 2020 и 2021 годах выплаты начнут уменьшаться — до 280 и 222 млрд грн соответственно, из них больше половины — это внешний долг.
Собственно, программа с МВФ и должна помочь справиться с беспрецедентными для Украины выплатами по долгам.
"По нашим оценкам, общая потребность в финансировании в следующем году составит около $10 млрд в эквиваленте. За счет внутренних ресурсов (продажи облигаций внутреннего госзайма в первую очередь украинским банкам — Ред.) можно будет профинансировать половину этой потребности, — комментирует Елена Белан, главный экономист Dragon Capital. — Другую половину нужно занимать на внешних рынках и у официальных кредиторов — Всемирного банка и Европейского Союза. Но и эти источники напрямую или опосредованно зависят от успешного сотрудничества с МВФ".
Можно ли банкам продать валютные гособлигации и за счет этого выплатить долг? Владислав Сушко, экономист денежно-экономического департамента Банка международных расчетов BIS, говорит, валюты банков хватило бы только на полгода. "У украинских банков есть около 3 млрд валютных депозитов в иностранных финучреждениях, которые они могли бы инвестировать в госдолг. Но этих денег мало. Потому я считаю, что Украине нужно продолжать сотрудничать с МВФ", — говорит экономист.
Есть еще два "но", связанных с размещением гособлигаций.
Первое "но" — рост ставок по ценным бумагам. За последний год выросли ставки как по валютным, так и про гривневым облигациям — до 7% и 19% соответственно. А значит, растут и суммы, которые Украина будет платить как обслуживание госдолга.
"Ставка по облигациям росла из-за повышения учетной ставки Нацбанка (а ставка НБУ, в свою очередь, из-за высокой инфляции — Ред.), — поясняет Елена Белан. — Будет ли ставка по облигациям расти дальше, зависит снова-таки от того, вырастут или уменьшатся макроэкономические и инфляционные риски".
"На снижение ставок по государственным облигациям можно рассчитывать только при возобновлении программы с МВФ, относительно спокойном ходе выборов и при отсутствии внешних рисков", — отмечает Елена Белан.
Второе "но" — это краткосрочность гособлигаций, на которые есть спрос. Инвесторы не готовы покупать госбумаги на длительный период. И это риск, ведь потребность правительства в финансировании будет большой, и не только в ближайшие два-три года.
Важная дружба
Украине нужен не столько сам транш, а сколько факт сотрудничества с Фондом. Ведь после того, как МВФ даст Украине денег, вырастут шансы получить гарантию от Всемирного банка на $0,8 млрд и 1 млрд евро макрофинансовой помощи от Евросоюза. Эти деньги можно будет направить на погашение внешних валютных долгов.
Кроме того, кредит Фонда открыл бы доступ к деньгам на внешних финансовых рынках через выпуск еврооблигаций, как Украина сделала в прошлом году. "В идеале правительство должно привлечь через еврооблигации около $2 млрд", — считает Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital.
Может ли Украина справиться без МВФ? Вероятно, может, но все альтернативные сценарии идут в пакеты с проблемами для экономики страны. В частности, объявлением дефолта по долгам, уходом иностранных инвесторов (пусть у нас их не так и много), остановкой и так слабого экономического роста, ростом дефицита госбюджета, закрытием внешних рынков привлечения долга, расходованием золотовалютных резервов НБУ, вероятно, эмиссией гривни, падением курса, инфляцией, сокращением реальных доходов граждан. Этот логический ряд можно продолжать.
ИРИНА ГУДЗЬ
Инф. delo.ua