Согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний, в США приблизительно 11% детей в возрасте от 4 до 17 лет страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В 2011 году в этой стране было 6,4 миллиона детей с таким диагнозом, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Большую часть из них лечат медикаментозно, часто в сочетании с поведенческой терапией.
Для некоторых детей такой подход оказывается очень эффективным, помогает повысить качество жизни и снизить риски, традиционно ассоциируемые с СДВГ.
Но не во всех случаях такое лечение успешно. Иногда врачи прекращают лечение из-за его неэффективности или побочных эффектов.
Для таких случаев нужны принципиально новые подходы, которые помогут достичь приемлемых результатов. Ученые говорят, что ответ, возможно, кроется в дефиците общения с природой.
СДВГ может быть вызван целым рядом причин, включая генетическую предрасположенность, дисбаланс нейромедиаторов, дефицит нутриентов, воздействие токсинов, травмы и др.
Но нехватка общения с природой очень редко рассматривается в числе основных причин. Прогулки на воздухе - это дешевое, полезное и натуральное средство, которое в ряде научных исследований демонстрирует хорошие результаты при СДВГ и других проблемах.
Научная статья, которая была опубликована в журнале American Journal of Public Health, рассматривает лечение природой при СДВГ как весьма эффективный подход в свете последних результатов. Авторы этой статьи пытались проанализировать изменение симптомов СДВГ у детей, которые занимались разнообразными делами на природе – в парке, на ферме, на озере или просто во дворе своего дома.
Ученые пришли к довольно интересным выводам: «…активность на природе уменьшает выраженность симптомов СДВГ по сравнению с активностью в другом окружении… Результаты исследований остаются достоверными независимо от уровня доходов, возраста, пола, географического региона, диагноза».
Иными словами, дети с СДВГ чувствуют себя лучше, если они регулярно проводят время на природе, а не только в построенной человеком среде, включая школу и дом.
Другое исследование, опубликованное в 2009 году, продемонстрировало, что дети лучше концентрируются и выполняют умственные задания после 20-минутной прогулки по парку. Подобных результатов не удалось достичь после 20-минутной прогулки в городе. Что будет, если сделать прогулки на свежем воздухе частью программ по лечению СДВГ и заставлять детей больше гулять в зеленой, неструктурированной природной среде?
Ричард Лув (Richard Louv), автор книги «Last Child in the Woods: Saving Our Children from Nature Deficit Disorder», пишет, что дефицит общения с природой может ассоциироваться с детскими поведенческими нарушениями и симптомами стресса. Большинство детей проводит очень мало времени в неструктурированной природной среде.
Может ли СДВГ быть хотя бы частично обусловлен дисбалансом между высокотехнологичной и чрезмерно структурированной современной средой и той природной средой, в которой привыкли жить наши предки? Интуиция подсказывает, что может.
Как можно применить эту информацию к нашей сегодняшней культуре?
Вот краткий список способов приобщить вашего ребенка к природе и нормализовать этот баланс:
•Перед выполнением домашнего задания ребенок должен погулять хотя бы 20 минут. Сделайте так, чтобы у ребенка было много интересных игр на природе.
•В комнате, где ребенок занимается уроками, будет полезно разместить больше растений.
•Комната ребенка должна быть расположена там, где он сможет беспрепятственно видеть небо, деревья, красивые и умиротворенные пейзажи.
•На выходные и праздники организовывайте походы в лес, велосипедные прогулки, рыбалку, отдых на речке, кемпинг в горах и др.
•Создайте в доме спокойную обстановку с тихой музыкой, аквариумами, множеством комнатных растений, где ребенок сможет посидеть и почитать или поделать уроки.
•Очень полезно показать ребенку сельское хозяйство. Его можно возить на местные фермы или в сады, где он сможет не только подышать воздухом, но и съесть собственноручно сорванное яблоко. В США есть специальные фермы типа U-Pick, где покупатель может своими руками собрать урожай, за который заплатит. У нас все еще проще.
•Научите ребенка выращивать растения. Посадите вместе с ним цветы, мяту, травы, редиску или морковку. Поливайте и ухаживайте за растением вместе.
•Поощряйте игру воображения. Стройте вместе форты, замки и города у себя во дворе или в другом безопасном месте, где ребенок будет находиться под присмотром.
•Поощряйте игры ребенка в неструктурированной среде: прыжки в кучи листьев, лазание по деревьям, поиск и сбор жучков и др.
•Ребенок должен почувствовать на своих руках и ногах настоящий песок, ручейную воду, снег. Грязь, в конце концов.
Закончим словами знаменитого американского писателя и защитника природы Джона Мьюира из его книги «Йосемити» (1912): «Каждый нуждается в красоте как в хлебе, каждому нужно играть и резвиться там, где сама природа исцеляет и придает силы душе и телу».