• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Большие перемены: 5 фактов о изменениях нового бюджета ЕС

    Опубликовано: 2018-06-07 09:00:13

    В ближайший год Евросоюз должен принять новый бюджет на 2021-2027 года. В проекте серьезные изменения структуры и правил дотации, перемены по внешней политике и поддержке еврозоны, а также размышления, как пережить выход Британии.

    Если прошлый год запомнился крупным обсуждением новой визии Европы, то нынешний находится в эпицентре гораздо более прагматичных вопросов. За ближайший год европейцы должны согласовать бюджет на период с 2021 по 2027 год, и это создает море споров на разные темы.

    Обсуждение обостряется целым рядом проблем (от Brexit и проблем еврозоны, до вопросов о верховенстве права в Венгрии и Польше), а также близостью выборов Европарламента. Delo.ua отобрало пять главных нововведений будущего бюджета, которые оказались в самом эпицентре споров и обсуждений.

    1. Сокращение бюджетов
    Главной проблемой нового бюджета Евросоюза станет его сокращение. Несмотря на рост экономик практических всех членов с момента принятия прошлого бюджета (в 2012 году), расширение трат оказалось проблемным моментом.

    Главной тому причиной стал Brexit, выбивший из системы ЕС второго по величине донора. Выход Британии — это около 17% потерь для доходной части бюджета ЕС, при уменьшении трат не больше, чем на 5%.

    Выход Великобритании вызвал дискуссию между Брюсселем и европейскими столицами, что делать дальше и как компенсировать потери. Еврокомиссия изначально предлагала вариант с пропорциональным увеличением взносов всех государств, однако такой подход встретил сопротивление по нескольким причинам. Во-первых, потому что такое увеличение не только закрепило, но и увеличило бы дисбаланс между странами донорами и странами реципиентами. Во-вторых, обещанные в прошлых годах реформы ЕС так и не начались, а увеличивать траты на новый проект мало кто захотел.

    В итоге победил компромиссный вариант — немного возрастут взносы при уменьшении расходной части в основном за счет аппарата ЕС.

    2. Строже правила и меньше денег для "новой" Европы
    При этом у Евросоюза хватает и новых программ, нуждающихся в финансировании (например, запущенная инициатива по вопросам безопасности PESCO, а также программы по противодействию нелегальной иммиграции). Это приводит к тому, что "бюджетный пирог" нужно было перекроить, урезав некоторые старые программы.

    Под нож попала одна из ключевых программ ЕС — "фонд сплочения", ориентированный на помощь богатых стран ЕС менее зажиточным. Фонд в бюджете 2014-2020 составлял 352 миллиарда евро, что составляло 34% от всего бюджета. В новых планах фонд потеряет не только в абсолютных числах, но и в относительных — проект предполагает его сокращение до 29%.

    Но и это еще не все. И "фонд сплочения", и многие другие фонды Евросоюза получают новую возможность — функцию приостановки платежей. Данный механизм можно будет использовать в случае невыполнения рекомендаций ЕС по подконтрольным фонду инициативам. Несмотря на то, что изначально этот механизм был разработан для других целей, он может стать юридической лазейкой для схемы "политические требования за деньги". Против такого формата выступают одни из главных реципиентов денег ЕС — Польша и Венгрия, к которым у Брюсселя накопилось немало вопросов относительно соблюдения принципов верховенства права.

    3. Как изменятся приоритеты финансирования
    Если для "новых" члеов ЕС проект нового бюджета может оказаться хуже прежнего, то для "старой Европы" тут немало преимуществ. Во-первых, так или иначе, бюрократию постепенно сокращают. Вместо шести фондов социальной направленности (социальный, здравоохранения, по вопросам занятости молодежи, помощи нуждающимся и т.д.) останется лишь один — социальный. И это не просто вопрос названий, оптимизация предполагает сокращение расходов, несмотря на сохранение всех прежних функций.

    Во-вторых, меняется и сам подход действия фондов. Вместо масштабных проектов под государства в фокус программ попадают регионы, города и даже отдельные люди. Вместо идеи конвергенции (уравнивании в уровне развития) стран, в приоритете конвергенция регионов. Такая ситуация наблюдалась и в прошлом бюджете, однако там это была лишь одна из программ, тогда как теперь это цель всего европейского финансирования.

    Такой подход сопряжен с изменением самого принципа выделения средств — фонды собираются напрямую контактировать с регионами, городами и селами.

    Кроме этого, растет приоритетность общих целей ЕС. Вопросы инноваций и переподготовки, поддержки малого бизнеса, экологии, а также цифровой экономики выходят на первый план.

    Ну и главное: фонды становятся более гибкими и освобождаются от груза чрезмерной зарегулированности.

    Получить финансирование под проекты будет легче, а в случае форс-мажорных обстоятельств часть финансирования одной программы можно будет переместить под другую.

    4. Сделать еврозону снова привлекательной
    Но главным бенифициаром нового бюджета станет еврозона. Критика и потенциальные проблемы в Италии подтолкнули европейских чиновников к решению вопросов привлекательности еврозоны. И это имеет смысл — те страны, что ближе всего к принятию евро, не проявляют особой заинтересованности в единой валюте, тогда как в самих странах еврозоны не утихает гул предложений пересмотреть свое членство в валютном союзе.

    Общие затраты на еврозону выйдут в размере 55 миллиардов евро, что не так и много в пересчете на величину экономик и длительность действия бюджета. Однако сами инициативы вселяют надежду, что в Брюсселе осознали проблемы европейской валюты.

    Читайте также: Болгария вскоре подаст заявку на вступление в еврозону

    Первая инициатива — "программа поддержки реформ". На нее собираются выделить 25 миллиардов, 22 млрд из которых пойдут прямо на проекты финансовых реформ в странах еврозоны. По мнению Еврокомиссии, такой инструмент даст гибкость и мотивацию для укрепления финансовой стабильности. Пилотный проект был запущен еще раньше в Португалии и показал свою действенность, потому его расширили на программу для всей еврозоны.

    Кроме того, в рамках этой же программы предусмотрена помощь более чем на 2 миллиарда евро для стран, которые собираются переходить на евро. Опять таки, чиновники утверждают, что программа может быть расширена.

    Вторая инициатива — "стабилизационный фонд" на 30 миллиардов евро. Фонд предназначен для низкопроцентных кредитов внутри еврозоны. Предполагается, что он будет сглаживать риски кризисных явлений.

    5. Сотрудничество с кандидатами в члены ЕС, но не расширение
    А вот кандидатам на вступление в ЕС новый бюджет вряд ли сильно понравится. Несмотря на существенное увеличение до 89,5 миллиардов на Внешнюю службу (аналог Министерства иностранных дел) и Политику добрососедства, теперь расширение ЕС не входит в приоритет Евросоюза.

    Вместо этого главными целями будут программы по вопросам безопасности, миграции и изменению климата. При этом географические приоритет будет предоставлены Африке, Западным Балаканам и Восточному партнерству (Украина входит в последнюю программу).

    Кроме того, новый бюджет по международным делам будет концентрироваться на изучении и предотвращении внешних кризисов. Около 20% от всей суммы будет заложено для реакции на форс-мажоры и кризисные ситуации, однако в самой службе отмечают, что предотвращение будет оставаться главным приоритетом.

    Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

    АЛЕКСАНДР КОСТРЫБА

    Инф. delo.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.