CEO финтех-компании Fondy Андрей Воронин и CTO Максим Козенко - о том, почему технология NFC не стала массовой и чего ждут от Украины Apple и Samsung.
Украинцы все чаще отказываются от наличных и отдают предпочтение онлайн-платежам. Пользователи привыкли расплачиваться карточкой в POS-терминалах, вводить ее номер при покупке товаров и услуг в интернете.
Следующий этап развития онлайн-расчетов - бесконтактные платежи, в том числе на базе таких технологий передачи данных как NFC (Near Field Communication).
По данным Украинского процессингового центра, за первый квартал 2017 года было проведено в 8 раз больше оплат бесконтактными картами, чем за аналогичный период 2016-го. А денежные обороты увеличились в 7 раз. Чаще всего картами рассчитываются на заправках, в супермаркетах, ресторанах фаст-фуд и при проезде в метро.
Первопроходцами NFC-платежей в Украине стали Альфа-Банк и ПриватБанк. Первый в начале 2014 года запустил пилотный проект совместно с крупнейшим украинским телеком-оператором Киевстар и платежной системой MasterCard. Клиенты банка могли оплачивать услуги с помощью смартфона и специальной SIM-карты.
Все новые банки стараются успеть за трендом. За последние три года к погоне за бесконтактом присоединились Ощадбанк, Укрэксимбанк, Кредобанк, а также Райффайзен Банк Аваль. Хотя представители банков признают: инфраструктура развивается активнее, чем клиентская часть. В недавнем интервью для LIGA.net представители ПриватБанка сказали, что в Украине мало NFC-девайсов, поэтому ведутся переговоры с крупными мировыми производителями. Альфа-Банк думает над появлением NFC-кошельков, но в этом году решений пока не анонсировал.
Пересекающимся курсом идут fintech-стартапы, которые предлагают пользователям свои варианты бесконтактной и бестерминальной оплаты. Альтернативы есть и у мобильных операторов. Например, Киевстар еще в 2013 году запустил услугу "Мобильные деньги", которая позволяет оплачивать счета деньгами с телефона. В перспективе в компании планируют расширить мобильный счет до возможностей полноценной банковской карты.
LIGA.net узнала мнение CEO и CTO компании Fondy о сложностях во внедрении платежей через NFC, перспективах украинского fintech-рынка и реальной статистике онлайн-платежей.
- Пять лет идут разговоры о том, что NFC-платежи заставят всех нас забыть о наличке. Но в Украине они так и не стали массовыми. Почему?
Максим Козенко: Не только в Украине, в других странах тоже. Не по причине украинской специфики. Сама технология NFC имеет ряд сложностей по выходу на массовые рынки и в первую очередь - поздний выход универсальных спецификаций протокола. NFC - транспортный протокол. А платежных решений очень много.
- Все они работают поверх протокола, но каждое по своим правилам?
Максим Козенко: Да. И каждый банк должен задумываться о безопасности. NFC предполагает удаленность до 20 сантиметров, шифрование при передаче данных. Но есть еще меры безопасности в отношении хранения карточных данных. И тут каждый производитель софтверного решения, будь то Apple, Samsung, Android или Visa, MasterCard, решает это своими способами.
Андрей Воронин: Это один из стоп-факторов, ведь банкам нужно интегрировать различные "пэи". И если говорить об эмитентах карт, то, например, терминалы в магазинах уже практически везде поддерживают NFC, но на рынке недостаточное карт с чипами. Чипы дороже по производству для банков, однако если ты выдаешь клиенту карточку с NFC, то никаких дополнительных комиссий не получаешь. Соответственно, банку неинтересно массово эмитировать карты с чипами.
Максим Козенко: Если считать, что общий объем активных карт, по которым совершалась хоть одна операция - 32 млн, то только около 2,4 млн - это с NFC. Это по статистике НБУ. И этого недостаточно для роста и развития.
- Проблема со смартфонами без NFC-чипов - туда же?
Максим Козенко: Двояко. Если мы посмотрим на рынок США, на котором 45% пользователей мобильных телефонов - это владельцы Apple, то даже там Apple Pay не смог за три года набрать критическую массу пользователей, чтобы торговцам стало выгодно стимулировать продажи при помощи NFC. Рост количества подходящих мобильных устройств, конечно, влияет, но не так критично.
- Станет ли все-таки технология массовой или останется нишевой?
Андрей Воронин: Чтобы технология стала массовой, необходимо в первую очередь выработать стандарты. NFC-платежи будут нишевыми. Например, микроплатежи за проезд, парковку, может быть, платежи в фаст-фудах. По NFC есть лимит суммы, которую клиент может быстро отправить - либо без подтверждения транзакции pin-кодом, либо без авторизации онлайн. Вот в таких простых случаях NFC-платежи и будут внедряться.
- А если говорить о каких-то малых предпринимателях, которые работают офлайн и хотят внедрить возможность принимать оплату с карты или смартфона? Например, участники ярмарки hand-made или фестиваля уличной еды.
Максим Козенко: В таком случае - токенизация (шифрование платежных реквизитов для защиты от злоумышленников - прим. редакции). Банк-эмитент предоставляет доступ к картам своих картодержателей через токен. Интегратором токенов всех эмитентов может выступать Visa или MasterCard, а уже платежные решения в виде мобильных кошельков или мобильных приложений, которые установлены на телефонах плательщика, могут предоставлять доступ продавцу к этому токену. И это может происходить через NFC, QR-код, Bluetooth, любой канал связи.
Например, сейчас мы тестируем гипотезу, что NFC может решить проблему приема платежей для наземного микробизнеса (кофешопы, палатки с уличной едой, службы такси, продавцы hand-made и др.). Для этого мы разработали мобильное приложение для "наземных" торговцев, которое позволяет принимать бесконтактные платежи непосредственно в месте продажи. Продавец устанавливает приложение на смартфон, работающий на Android (iOS планируется позже, когда/если Apple откроет доступ к NFC сторонним разработчикам). Достаточно поднести банковскую карточку клиента к смартфону, ввести сумму к оплате - и средства поступят на счет торговца. Уникальность решения для микробизнеса в том, что для приема бесконтактных платежей не нужно дополнительное устройство.
- Сейчас появляется много fintech-стартапов. Есть ли смысл новые платежные системы затачивать конкретно под наши реалии или лучше ориентироваться на глобальный рынок?
Максим Козенко: Чем больше платежных методов и технических решений, тем бОльшая аудитория покрывается, тем украинский рынок быстрее вырастет с точки зрения безналичных платежей. Стартапам стоит запускаться в Украине, тестировать свои идеи здесь, но с прицелом на глобальность и будущее.
- У вас так было с Fondy?
Андрей Воронин: Fondy задумывался, как глобальный платежный сервис, не только для Украины. Мы лучше всего понимали потребности B2B-сегмента по приему платежей и с этого начали. Стартовали одновременно и здесь, и там. Мы из Украины, здесь лучше чувствуем рынок. Но плюс-минус в то же время вышли и на внешние рынки.
- Как по-вашему, перенасыщен ли рынок для новых fintech-стартапов?
Андрей Воронин: Если говорить о payment, то я бы не сказал. Тут проблема в том, что у нас население не готово массово платить в онлайне, поэтому на этом рынке нет смысла генерировать кучу платежных fintech-проектов.
Украинский рынок финтеха достаточно низкомаржинальный. В странах ЕС средняя маржинальность транзакции для fintech-сервиса примерно на 0,3% выше, чем в Украине. Также у наших зарубежных коллег дополнительно включаются комиссии за каждую транзакцию или за обслуживание торговца. Если тот маленький, с небольшими оборотами, они берут фиксированную плату 10-50 евро в месяц. У них больше точек генерации маржинальности - это раз. А два - в принципе там рынок созрел для онлайн-платежей, их доля довольно большая.
У нас доля платежей картами в онлайне - 4%. При этом рынок электронной коммерции в Украине с каждым годом показывает большой рост.
- Выходит, каждая вторая покупка делается онлайн, но не каждая вторая и даже двадцать вторая оплата - онлайн?
Андрей Воронин: Здесь-то и ошибка. В основном, во всех статьях и статистике пишут "покупка в онлайне". На деле же это онлайн-заказ, а реальная онлайн-покупка - вот эти 4%. Все-таки у нас остается больше оплат через кэш-терминалы и наличкой в руки при доставке. Поэтому мы предполагаем, что этот рынок станет крайне интересен через 5-7 лет, когда доля онлайн-платежей приблизится к 25-30%. А пока лучше смотреть на глобальное развитие.
- По поводу ApplePay и SamsungPay. Почему они тянут с заходом и когда все-таки зайдут?
Андрей Воронин: Может быть, частично это связано с нашей "платящей" аудиторией. Если ее мизер, то, возможно, брендам просто неинтересно разворачивать на нашем рынке эту технологию. Она будет для них затратной и с точки зрения интеграции, и с точки зрения маркетинга.
Максим Козенко: Если смотреть на финансовые показатели, рынок e-commerce рос в 2014-м году, но в долларовом эквиваленте падал. Вышел на рост только в 2016-м. Поэтому, возможно, платежные провайдеры смогут рассматривать наш рынок в ближайшей перспективе года-двух.
- Продолжится ли битва Apple-Samsung, но уже на финансовой площадке? Займут ли они какой-то весомый кусок рынка платежей?
Максим Козенко: Это больше похоже на попытку стимулировать покупки флагманских моделей телефонов, которые будут поддерживать новые платежные технологии. Вряд ли это какой-то финансовый расчет с точки зрения получения дополнительной прибыли именно от транзакций.
Андрей Воронин: Скорее всего, будет нелидирующая масса. Потому что эти сервисы опять-таки будут дороже, чем стандартный эквайринг тех же карт в интернете или на земле. Никто же бесплатно не делает технологии.
В случае с Apple комиссию ему платит банк-эквайер, который его интегрировал. Получается, банк помимо уплаты платежным системам будет платить еще и Apple. Вырастет себестоимость операции, она перекладывается на торговую точку. Но торговая точка не особо заинтересована этот метод активно развивать, потому что он будет дороже.
Такие вещи могли бы получить движение, если бы платежные системы вроде Visa и MasterCard рассматривали глобальных производителей мобильных телефонов так, как сейчас они рассматривают банки. И interchange (комиссия) делился бы не только между банком, который выпустил карту и который проэквайрил транзакцию, а также кусочек interchange отправлялся бы мобильному производителю, чтобы не было необходимости удорожать транзакцию для конечного потребителя сервиса. Тогда эта технология могла бы гораздо активнее развиваться - ее бы подталкивали либо "физики", либо торговцы. Это глобальное решение, смена концепции. Но это сугубо наше мнение.
Евгений Шишацкий
e-news.com.ua