Причиной распада семей российских мигрантов является изменение социальных ролей ее членов, – считает Наталия Берток, кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов. По ее мнению, российские мигранты, выезжающие в Израиль, чаще всего объясняют отъезд заботой о будущем своих детей, не предвидя всех трудностей, на которые они сознательно себя обрекают.
За границей им приходится сталкиваться с рядом психологических феноменов. Первый – гораздо более быстрая адаптация детей и подростков к новой среде и языку, так что взрослые в глазах детей выглядят «слабаками», а не защитниками. И эта новая психологическая роль, как считают специалисты, начинает тяготить старших членов семьи.
Другой феномен заключается в том, что ребенок становится носителем норм отношений другой страны, то есть превращается в иностранца внутри семьи. Часто это вызывает целый букет репрессивных мер со стороны родителей, что еще больше отдаляет их от ребенка. Юный мигрант слишком тщательно копирует новые модели поведения, стремясь стать “своим и настоящим”. В итоге – повышенная конфликтность в семье вплоть до разрыва отношений с родителями.
Как ни странно, та же гибкость в отношении языка и общения в чужой стране свойственна женщине. Именно она первой принимает поведение своего ребенка — иностранца. В то время как мужчина вынужден порой до конца дней чувствовать себя чужим. В итоге он становится зависимым в психологическом плане, как от жены, так и от ребенка.
Выходом из критической ситуации для всех членов семьи, по мнению Наталии Берток, может стать правильное отношение к происходящему. В момент ослабления ролевых функций в семье следует усилить эмоциональные узы любви и привязанности, общение же с чужим миром (а не попытка замкнуться в себе) только укрепляет семью. Более того, эту жизненную ситуацию психологи советуют принять как приключение, как временную трудность в истории семьи, не более того.