Президент и совладелец «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов полагает, что Китай вскоре станет крупнейшим конкурентом Европы в борьбе за российские энергоносители. Это приведет к росту цен на нефть для стран Евросоюза.
– Сегодня «ЛУКОЙЛ» - крупнейшая нефтяная компания России. Какой вы видите ее через пять лет?
– У нас амбициозные планы. Мы хотим войти в тройку мировых лидеров, увеличив добычу нефти до 780 млн. баррелей в год, а газа - до 50 млрд. кубометров. Однако нам нужен и качественный рост, обеспечивающий высокую рентабельность и рыночную капитализацию.
– Вы не боитесь, что государство захочет прибрать к рукам и вашу компанию?
– Нам это не угрожает. То, что на рынке есть место государственным концернам – нормально. Но по моему мнению, такие расходы со стороны государства на их покупку являются не очень целесообразными. Хотя с другой стороны, нужно же было куда-то вкладывать сверхприбыли от продажи нефти и газа.
– То есть вы не исключаете, что государство захватит лидерство на нефтяном рынке?
– Все возможно. Но я не думаю, что до этого дойдет.
– То есть второго «ЮКОСа» не будет?
– Мы всегда полностью платили налоги, поэтому нам подобное не грозит. А вот совместное предприятие ТНК-BP годами недоплачивает в бюджет. Причем речь идет не о паре процентов, там цифры других порядков.
– Повлиял ли случай с «ЮКОСом» на уменьшение инвестиций в российскую нефтянку?
– Не думаю. Это разборки между Ходорковским и его команды с Кремлем. Я не могу это комментировать.
– Станет ли в ближайшее время российская нефть дешевле для Европы?
– Скорее наоборот. Наша уральская нефть сейчас недооценена. Разница в цене по сравнению со смесью Brent составляет почти $7 за баррель. Это следствие избыточного предложения со стороны России. Раньше такого и близко не наблюдалось – разница не превышала 50-70 центов. Вот когда мы выйдем на рынок Китая – цена вырастет и станет справедливой.
– «ЛУКОЙЛ» уже владеет сетью заправок в США. Когда же водители Западной Европы смогут заправить свои автомобили российским бензином на ваших заправках в странах ЕС?
– Мы уже покрыли своей сетью из 2500 заправок всю Восточную Европу: Балтика, Польша, Румыния. Сейчас постепенно движемся на Запад. Но покупка заправок не является самоцелью. Для нас важно создать в каждой стране замкнутый цикл «добыча – переработка - сбыт». Поэтому там, где у нас есть НПЗ, мы хотим обзавестись и своими заправками.
– Вы бы могли купить мощности в Гельзенкирхене (речь идет о нефтеперерабатывающем заводе в Германии. - Прим. «ДЕЛО»)? Говорят, их собираются выставить на продажу. Или, может, вам следует кого-нибудь поглотить?
– От владельцев немецкого завода у нас только поверхностная информация, ничего конкретного. Что касается поглощений, нас не интересуют бывшие добывающие дочерние компании «ЮКОСа», они уже выкачали из месторождений все, что было возможно. Сейчас мы концентрируемся на разработке месторождений в Кувейте, Казахстане и Иране.
– А как же Ирак? Вы же работали там во времена Хусейна.
– Мы надеемся, что после выборов ситуация там стабилизируется мы возобновим работу. Кстати, уже сейчас готовим будущих нефтяников из Ирака в России. В мае будущего года я поеду туда и, надеюсь, получу точный ответ, когда мы сможем возобновить работу.
– Вы активно выходите на рынок газа. Как сказывается монополизация труб «Газпромом» на ваших экспортных возможностях?
– Конечно же, мы бы с радостью продавали газ за рубеж по $180 за 1000 кубов. Вместо этого мы вынуждены продавать его за $22,5. Это не совсем справедливо и усложняет нашу работу. К сожалению, «Газпром» пока ни разу не опубликовал себестоимость транспортировки.
– Вашим концерном управляют собственники. Как долго будет продолжаться такая практика и какова ваша личная доля в «ЛУКОЙЛе»?
– Ответ на этот вопрос дадут следующие поколения. Все меняется. Вполне возможно, что наши дети не будут с таким энтузиазмом относиться к работе. А что касается доли – это мое личное дело, которое других не касается.
Мужчина, сделавший себя сам
Вагит Алекперов - основатель и крупнейший акционер компании «ЛУКОЙЛ». По данным московской прессы, его доля – 13%. Американский журнал Forbes называет 55-летнего нефтяного магната русским Рокфеллером. Он был самым младшим из пяти детей в бедной азербайджанской семье работников нефтяной промышленности. Основы своей империи он заложил будучи вице-премьером по ТЭК в 1991 году. Состояние Алекперова оценивается в $4,1 млрд.
Дмитрий Гриньков, газета "ДЕЛО"
e-news.com.ua