Новое исследование Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования*, который будет опубликован 19 января, предлагает экономическую модель, которая помогла бы снизить стоимость учебников и повысить их доступность для студентов в школах по всему миру.
По данным публикации «Каждый ребенок должен иметь учебник», централизованные механизмы финансирования могут помочь сократить цену на учебник на 3 доллара США, экономя только в странах Африки к югу от Сахары почти 1 млрд долларов в год на стоимости учебных материалов. Кения, например, могла бы сэкономить 64 млн долларов США на стоимости учебников, а Малави - 33 миллионов долларов США.
В Докладе утверждается, что усовершенствованные финансовые модели могут помочь утроить количество учебников, доступных для детей во всем мире, повышая тем самым уровень образования, особенно в бедных странах, чему на сегодняшний день мешает высокая стоимость учебников. По данным исследования, обеспечение учебниками всех учащихся может повысить уровень грамотности на 5-20%.
Представленная в Докладе бизнес-модель рекомендует странам проводить централизацию закупок учебников и группировать спрос, с тем чтобы способствовать долгосрочному финансированию и повысить их доступность. Опрос, проведенный в начальных школах в 11 развивающихся странах (Аргентина, Бразилия, Чили, Индия, Малайзия, Парагвай, Перу, Филиппины, Шри-Ланка, Тунис и Уругвай) показывает, что, в среднем, до 20% учащихся четвертых классов не имеют учебников или вынуждены ими делиться. В Камеруне, например, на 12 учащихся приходится только один учебник, и один учебник по математике на 14 учеников вторых классов.
«Наличие хороших учителей и грамотно продуманных учебников в достаточном количестве - наиболее эффективный способ повышения качества обучения студентов. Это уже признали ряд стран, в частности Свазиленд, Гватемала и Никарагуа, однако многим другим ещё предстоит это сделать», - заявил Аарон Бенаво, директор Всемирного доклада по мониторингу образования.
Однако, по данным Института ЮНЕСКО по статистике, правительства не выделяют достаточно средств на учебники. Доклад показывает, что в 2012 году 36 стран во всех регионах мира потратили в среднем меньше, чем 2% своего основного бюджета на образование на учебно-методические материалы. 16 из этих 36 стран тратят на учебники меньше, чем 1% своего основного бюджета на образование, в то время как две страны (Кувейт и Малави) тратят больше 1%.
Низкие государственные инвестиции приводят к тому, что родители зачастую сами вынуждены платить за учебные материалы для своих детей, что создает дополнительные препятствия для обучения самых бедных слоев населения. На учебные материалы расходуется в среднем более трети общих расходов домохозяйств на образование в 12 странах Африки, и более половины общих расходов на образование среди беднейших семей.
Всемирный доклад по мониторингу образования рекомендует новому Глобальному библиотечному фонду, предложенному рядом доноров, увеличить объем внешних ресурсов, выделяемых на закупку учебников, следуя моделям, подобным тем, которые используются Альянсом ГАВ И в борьбе с заболеваниями, и предусматривают паритетное финансирование от частных доноров. В Докладе утверждается, что таким образом можно увеличить внешнее финансирование, выделяемое на закупку учебников в странах Африки к югу от Сахары, с 549 млн до 785 млн долларов США. В Докладе также говорится, что предложенная модель может больше, чем в три раза увеличить количество учебников, имеющихся в регионе.
В целом, такой подход может утроить количество книг, доступных для детей во всем мире.
«Непредсказуемый характер финансирования, отсутствие транспарентности и недостаточное прогнозирование спроса приводит к неэффективности системы закупок учебников. Заставлять семьи платить за учебники своих детей - неприемлемо. Мы должны учиться у системы здравоохранения, создавая новую образовательную систему таким образом, чтобы учебники могли дешево и эффективно попадать из типографии в школу, а затем в руки детей», - добавил г-н Бенаво.
Рекомендации:
1. Провести эффективное прогнозирование спроса. На уровне стран это должно быть согласовано в рамках Глобального партнерства по образованию (ГПО) и местной группы по вопросам образования.
2. Увеличить внутренние финансовые ресурсы для закупки учебников. По крайней мере, от 3 до 5% бюджета на начальное образование и от 6 до 8% бюджета на среднее образование должны быть потрачены на учебники.
3. Направлять больше ресурсов на закупку учебников через единый центральный фонд. Доноры должны по крайней мере удвоить уровень помощи, предоставляемой в рамках ГПО на цели базового образования, которая на данный момент составляет 11%,.
4. Стимулировать увеличение внутреннего финансирования на закупку учебников. Глобальный библиотечный фонд должен гарантировать, что внешние финансовые ресурсы, предусмотренные для закупки учебников, должны сопровождаться обязательствами со стороны правительств.
5. Предусматривать паритетное финансирование от частных доноров. Доноры должны взять на себя обязательство соответствовать финансовым обещаниям со стороны частных доноров.
6. Мы должны иметь объединенный спрос на учебники. Ценовые предложения и гарантии объема закупок должны предоставляться на основе авансовых рыночных обязательств, и подкрепляться устойчивым финансированием ряда общественных и частных субъектов.
7. Докладывать о расходах на учебники на транспарентной основе. Предоставление более полной информации будет способствовать более рациональным расходам. Мы должны иметь четкое представление о расходах на учебники и учебно-методические материалы как со стороны правительств, так и со стороны доноров.
e-news.com.ua