Интервью с вице-президентом по-продажам Turkish Airlines Мертом Дорманом о работе и планах в Украине и антироссийских запретах.
Для одного из крупнейших мировых авиаперевозчиков Turkish Airlines Украина - стратегически важный рынок. У авиакомпании сегодня есть разрешения от украинских авиачастей на 16 частот в неделю из Киева, 11 - из Одессы, 7 - из Херсона, 5 - из Днепропетровска и 3 - из Львова. Но этого недостаточно. Компания начинает осуществлять полеты в Запорожье, чуть позже - если получит разрешения - в Харьков.
Ограниченное количество разрешений на полеты в Украину - основная преграда для турецкого перевозчика. Украинские и турецкие авиавласти никак не могут договориться об увеличении частот. Позицию украинской Госавиаслужбы можно понять - она заботится об интересах главного аэропорта страны - Борисполя, в котором крупнейшая украинская авиакомпания МАУ создает хаб для перевозки транзитных пассажиров по всему миру. Если увеличит турецкую квоту разрешений, это позволит турецкому авиагиганту забрать часть пассажиров и направить их в свой транзитный хаб, в Стамбуле.
В интервью ЛІГА.net вице-президент по продажам Turkish Airlines в Восточной Европе и Балканском регионе Мерт Дорман рассказал, как авиакомпания будет вести экспансию в Украину, инвестициях в аэропорты и о том, как антироссийские санкции повлияют на рынок авиаперевозок.
- Какие планы у Turkish Airlines, относительно развития в Украине? Будете ли вы летать из новых аэропортов в Украине. Каких? Когда?
- Украина один из стратегически важных партнеров для нашей компании. В декабре мы начинаем осуществлять полеты в Запорожский аэропорт. Также планируем начать полеты в Харьков, но только в том случае, если получим разрешения от украинских авиавластей. Украинский рынок очень важен для нас. Мы смотрим на все аэропорты. В прошлом году мы запустили полеты в Херсон. Также мы с интересом наблюдаем за Ивано-Франковском, Винницой, Черновцами. Но говорить о полетах в эти города сегодня преждевременно.
- Сколько рейсов вы будете осуществлять из Запорожья?
- Планируем 4 рейса в неделю.
- Вы открыли два крупных направлению на юге Украины - Херсон и Запорожье (в планах). Почему такой интерес к южному региону?
- Два года назад у нас было шесть направлений в города Украины. По известным причинам были прекращены полеты в Донецк и Симферополь. Но мы хотим сохранять свое присутствие в Украине. Теперь в восточной части Украины у нас будут осуществляться полеты в Запорожье. Также на юге мы будем продолжать летать в Херсон, который динамично развивается, в том числе и за счет пассажиров из Крыма и из Одессы.
- По каким критериям вы определяете аэропорт в который собираетесь начать полеты?
- В первую очередь мы смотрим на потенциал пассажиропотока. Также мы учитываем количество авиакомпаний, которые туда летают. Мы отслеживаем, что например, сейчас многие пассажиры из Запорожья, летают по миру через Киев. Мы их рассматриваем как своих потенциальных пассажиров, которых могли бы возить через Стамбул.
Мы отслеживаем, что например, сейчас многие пассажиры из Запорожья, летают по миру через Киев. Мы их рассматриваем как своих потенциальных пассажиров, которых могли бы возить через Стамбул.
- Довольны ли вы работой в Херсоне? Какова роль этого аэропорта в регионе? Какие у вас планы, относительно него?
- Безусловно - это очень популярное направление. Заполняемость воздушного судна, около 80%. Из Херсона летают жители Крыма, Одессы (поскольку нам не хватает количества рейсов из Одессы, многие одесситы летят из Херсона).
- А какова загрузка самолета на рейсе Киев-Стамбул?
- 70%-75%.
- Аэропорт Запорожье, в который вы собираетесь летать, имеет ограниченные возможности для развития. Насколько вы заинтересованы в инвестициях в инфраструктуру небольших украинских аэропортов, в которых вы хотите работать?
- Наша основная инвестиция - полеты в эти города. Это видно на примере Херсона, где аэропорт кардинально изменился в лучшую сторону, в том числе благодаря открытию полетов Turkish Airlines. Мы участвовали в модернизации аэропорта, совместно с местными властями. Но вы правы, когда говорите, что многие аэропорты не готовы предлагать необходимый нам уровень сервиса. Эти проблемы необходимо решать совместно с властями. Инвестиции в другие аэропорты пока в наши планы не входят.
- Вы упомянули, что также рассматриваете перспективу полетов в Ивано-Франковск, Винницу и Черновцы. Вы можете обозначить временные рамки начала сообщения с этими городами?
- Мы вели переговоры с администрациями этих аэропортов. Но это пока не планы по началу полетов, речь идет о мониторинге рынка. Конкретную дату начала полетов назвать сейчас не могу.
- Считаете ли вы аэропорт Борисполь дорогим, в плане стоимости обслуживания, топлива и тарифов за аэронавигационное обслуживание?
- Мы покупаем топливо в Турции, поскольку основной поставщик - аффилированная с Turkish Airlines компания. В целом, мы не считаем, что Борисполь очень дорогой аэропорт, в сравнении с другими - нас все устраивает.
- Рассматриваете ли вы Жуляны в качестве альтернативы Борисполю?
- Мы рассматриваем этот вариант, но пока осуществляем свои рейсы только из аеропорта Борисполь.
⁃ Как повлияло прекращение авиасобщения между Россией и Украиной на деятельность Turkish Airlines? Что изменилось в вашей работе? Будете ли вы увеличивать количество рейсов между Украиной и Россией, со стыковкой в Стамбуле?
- Возможно какое-то количество пассажиров теперь полетит из Украины в Россию, через Стамбул. Но мы не ожидаем, значительного увеличения пассажиропотока за счет этого фактора. Пока мы не планируем никаких расширений в связи с этим.
Из Киева мы бы хотели увеличить частотность с 2-х вылетов, до 4-х рейсов в день. Из Одессы, где мы летаем 11 раз в неделю, мы бы хотели ежедневно осуществлять по 2-3 рейса.
- Кто ваш основной конкурент в Украине?
- Мы предпочитаем не ориентироваться на конкурентов и сконцентрированы на увеличении пассажиропотока, улучшении сервиса, времени стыковок. Мы смотрим на свои цифры.
- Вы довольны, что с украинского рынка уходит один из ваших конкурентов - Аэрофлот?
- Мы больше нацелены на получение большего количества рейсов из Украины. Мы боремся за это несколько лет. Для нас не так важно, кто ушел, или пришел на рынок.
- Что, или кто вам мешает развиваться в Украине так как вы хотели бы?
- Сейчас все 16 разрешенных частот на Киеве в неделю между Украиной и Турцией используются. В первую очередь, мы бы хотели увеличить количество рейсов в Украину еще, как минимум, на несколько рейсов. У нас желание, возможности и предпосылки для этого. Турецкие авиационные власти не раз обращались в украинскую Госавиаслужбу и Минифраструктуры с инициативой расширить разрешенное количество частот между нашими странами. Но пока мы не получаем положительный ответ.
- Насколько вы готовы увеличить количество рейсов, если получите соответствующие разрешения от украинских властей?
- Зависит от направления. Например, из Киева мы бы хотели увеличить частотность с 2-х вылетов, до 4-х рейсов в день. Из Одессы, где мы летаем 11 раз в неделю, мы бы хотели ежедневно осуществлять по 2-3 рейса.
Денис Кацило