Об обеспечении избирательных прав внутренне перемещенных лиц на равных с другими основаниях.
Уважаемые народные депутаты Украины!
Наверное, лишним будет подчеркивать важность для демократического общества и фундаментальности права для каждого избирать и быть избранным, участвовать в управлении государственными делами на всех уровнях – национальном, региональном и местном. Это право гарантировано Конституцией Украины (статья 38) и закреплено практически во всех документах международного права, по которым Украина имеет обязательства – Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и тому подобное. И как любое другое право человека, избирательное право должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации.
В то же время, вследствие несовершенства законодательства перед местными выборами 2015 года в стране сложилась ситуация, при которой около полутора миллионов граждан Украины – внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) фактически лишены возможности реализовать свои избирательные права, в частности права избирать депутатов сельских, поселковых, городских советов и соответствующих голов в тех территориальных общинах, где они проживают.
Такая ситуация нарушает принцип недискриминации как в части обеспечения равенства прав и свобод, так и равенства возможностей (статья 2 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине»), составляет косвенную дискриминацию по признакам места проживания и принадлежности к ВПЛ и противоречит стандартам международного права, Конституции, законам Украины, а также обязательствам Украины по обеспечению устойчивой интеграции ВПЛ по месту перемещения.
Так, Руководящие принципы ООН по вопросам перемещения лиц внутри страны, Рекомендации Комитета Министров Совета Европы «О внутренне перемещенных лицах» (2006) и Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы (2009) четко указывают на необходимость надлежащего обеспечения, как на законодательном уровне, так и на уровне административной практики избирательных прав ВПЛ, в том числе на местных выборах. При этом в этих документах указывается, что эти права, как и все другие, должны быть обеспечены на основе полного равенства с другими гражданами страны.
Статья 24 Конституции Украины устанавливает, что граждане имеют равные конституционные права и свободы, и что не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам.
Статья 14 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» устанавливает, что внутренне перемещенные лица пользуются теми же правами и свободами в соответствии с Конституцией, законами и международными договорами Украины, как и другие граждане Украины, постоянно проживающие в Украине. Запрещается их дискриминация при осуществлении ими любых прав и свобод на основании, что они являются внутренне перемещенными лицами.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» дискриминацию составляет ситуация, при которой лицо и/или группа лиц по их признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места жительства, языковым или другим признакам, которые были, есть и могут быть действительными или припущенными (далее – определенные признаки), испытывает ограничения в признании, реализации или пользовании правами и свободами в какой-либо форме, установленной настоящим Законом, кроме случаев, когда такое ограничение имеет правомерную, объективно обоснованную цель, способы достижения которой являются надлежащими и необходимыми. Косвенная дискриминация – ситуация, при которой в результате реализации или применения формально нейтральных правовых норм, критериев оценки, правил, требований или практики для лица и/или группы лиц по их определенным признакам возникают менее благоприятные условия или положение по сравнению с другими лицами и/или группами лиц.
При этом не усматривается никаких оснований утверждать, что ограничения ВПЛ в праве на участие в местных выборах преследует любую правомерную, объективно обоснованную цель.
В связи с указанным обращаю внимание, что до местных выборов 2015 года осталось уже немного времени, немного больше месяца, а в Верховной Раде Украины на рассмотрении сейчас находятся три альтернативных законопроекта, призванные решить вопрос реализации внутренне перемещенными лицами своих избирательных прав на локальном уровне. Поэтому я призываю не медлить с их обработкой и как можно быстрее поставить на голосование и принять тот из них, который получит наибольшую поддержку гражданского общества и наиболее взвешенно подойдет к обеспечению широкого комплекса прав ВПЛ как участников избирательного процесса, минимизирует риски, связанные с манипуляцией голосами избирателей.
Валерия Лутковская