• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • В чем вред и польза чтения книг

    Опубликовано: 2015-06-11 13:24:33

    Что может быть вредного в чтении книг, кроме того, что при неправильном чтении портится зрение? Хорошо если вопрос ставится именно так. Но могут найтись и воинствующие книгоненавистники, вопрошающие: «А что в этом полезного?» Для начала ответим на три вопроса:- что мы читаем?- как мы читаем? - для чего мы читаем?

    Мы читаем хорошие и дурные книги, художественную, научную и специальную литературу, детективы и комиксы, любовные романы и шедевры мировой классики. Начнём с вреда (ибо он не так очевиден). Во-первых, плохо написанная книга портит вкус. Человек, не затруднявший себя самостоятельным выбором литературы, добросовестно «проглатывавший» всё, что советовали ему создатели книжной моды и другие не особенно ориентирующиеся на простую человеческую душу источники, с чистой совестью назовёт гением Пауло Коэльо или Дэна Брауна, тогда как родной Достоевский так и будет пылиться в его книжном шкафу, брошенный туда ещё в 10 классе после получения «неуда» за сочинение о Раскольникове.

    Качественно сделанный текст, напротив, воспитывает эстетическое чувство, развивает представления о границах художественного, способствует складыванию собственного стиля речи и мышления у читателя. Во-вторых, навредить может и пристрастие к какому-либо одному роду или жанру литературы при неприятии всего остального. Так, поголовное увлечение фэнтези, добавляя иллюзорности нашему и без того неустойчивому миру, превращает среднерусских Саш и Маш в эльфов и гоблинов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой. Ещё пушкинская Татьяна, отдавшая дань моде своего времени и прочитавшая вслед за матушкой «и Ричардсона, и Руссо», получила в наследство особым образом организованный мир девических грёз и идеалов. Цельная натура Татьяны, её природный ум, острота и тонкость восприятия мира, конечно, сгладили крайности книжных истин, но не уберегли её от романтических преувеличений и, как следствие, разочарования.

    Подобный синдром до сих пор наблюдается у воспитанных на русской классике студенток филфака, идеалистические души которых не смущает даже скепсис классики зарубежной. Хотя о подобном вреде можно говорить лишь условно. Как правило, жизнь вносит коррективы в представления, «вычитанные из книг», и мыслящий читатель уже не сердится на писателя за то, что тот «обманул его», а с благодарностью осознаёт, что именно книга запустила в его душе вечный двигатель внутренней работы.

    Теперь о том, как мы читаем. В электричке и автобусе, стоя и лёжа, в больнице, под партой, за партой, перед сном, «в градском шуму и наедине». Ещё раз касаясь проблемы испорченного зрения, напомним правила, озвученные ещё в школе. Не рекомендуется читать лёжа, в темноте, на бегу, на ходу, в машине (особенно, если вы за рулём), налету или в раскачивающемся вагоне метро. Гораздо лучше, если вы спокойно сядете на стул - так, чтобы свет падал с левой стороны, а книга находилась на расстоянии не менее, чем 30 см от ваших глаз, и будете делать перерывы с гимнастикой для глаз каждые полчаса.

    Есть вред и в так называемом «беглом» чтении, чтении «по диагонали», чтении «задом наперёд», «с последней страницы», с пропусками описаний и лирических отступлений. Представьте, что вы рассказываете о своей жизни, а тот, кто вас слушает, время от времени говорит: «Давай дальше. Неинтересно. Дальше давай!». Обидно? Если автор (а мы уже говорили, что лучше иметь дело с проверенными авторами, которые точно знают, как написать хорошую книгу) нашёл необходимым включить в сюжет и композицию произведения ту или иную сцену или эпизод, значит, они нужны для постижения художественного смысла и авторского замысла. В противном случае (если сцены и эпизоды вам чересчур противны), лучше совсем не читать такую книгу.

    Кроме того, отрывочное чтение нарушает логику восприятия, сбивает читателя с тропы ,по которой заботливо вёл его автор и уводит в совсем иные дали, иногда далёкие от смысла произведения. Напротив, умение удержать внимание на каждой детали произведения постепенно начинает приносить колоссальное удовольствие и читать текст на уровне соавтора. Пристальное чтение приоткрывает читающему занавес в мастерскую писателя, из которой он сам может выйти настоящим мастером. Помимо того, внимание к подробностям воспитывает в нас и поведенческую культуру.

    Как правило, вдумчивый читатель, внимателен ко всему в жизни. Постепенно он научается читать не только книги, но и лица людей, души деревьев, краски земли, гримасы городов.

    И ещё: для чего мы читаем? Здесь правило лишь одно: полезным является только чтение, направленное на воспитание души. Всё остальное – дань нашему тщеславию, нашим маленьким слабостям или просто скуке. И, конечно, пользу принесёт только книга, прочитанная с удовольствием, ибо этот именно тот случай, когда насильно мил не будешь. Читать – или не читать? Вопрос несложный. А вот, что, как и для чего – решать вам!

    Инф. kamelek.com

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.