Компьютерное наблюдение сотрудников - это использование компьютерных технологий, программ мониторинга, которые позволяют отслеживать активность пользования корпоративных ресурсов работниками в рабочее время. В свою очередь, компьютерный мониторинг включает методы сбора информации о сотрудниках, которые доказывают или опровергают их эффективность работы, правомерное использование корпоративных ресурсов.
Слежение за компьютером может также включать и более традиционные методы – видеонаблюдение при помощи обычных камер наблюдения или IP-камер.
Виды слежения за компьютерами сотрудников
1. Компьютерное наблюдение
В зависимости от применяемых технологий и методов мониторинга, администратор может либо отслеживать всю деятельность пользователей, либо выявлять лишь определенные, конкретные действия сотрудников. Например, регистрировать различные изменения в устройствах, установленных на компьютере (веб-камерах, микрофонах и пр.).
Функции применяемые для отслеживания использования компьютеров сотрудников содержат в себе:
-
Периодические снимки экрана, позволяющие детализировать содержимое монитора пользователя в данный период времени. Функции программного обеспечения обеспечивают считывание информации в режиме реального времени, а также формирование удобных для анализа отчетов, в которых легко просматривать скриншоты, сделанные за весь рабочий период в режиме покадрового просмотра или в ускоренном. Заметим, что снимки экрана делаются с заранее сформированным промежутком (например, раз в 4 минуты). Программы могут собирать изображения либо регулярно, либо когда пользователь начинает взаимодействовать с оборудованием (например, при активации мыши, клавиатуры).
-
Мониторинг данных. Программное обеспечение отслеживает содержание и изменение файлов, хранящихся на локальном (жестком) диске или в личном сетевом пространстве (ресурсе) пользователя.
-
Регистрацию нажатых клавиш. Например, количество нажатых клавиш в минуту. Данная функция позволяет отслеживать интенсивность использования клавиатуры в период работы специалиста, что довольно весомый критерий, когда сотрудник занимается обработкой текстов или вводом данных. Регистрирование набранных сочетаний клавиш позволяет зафиксировать все введенные знаки с клавиатуры, в том числе и пароли.
-
Мониторинг времени простоя. Функция отслеживает время, когда работник не находится на своем рабочем мести либо занят работой, отличной от необходимости использования компьютерной системы.
2. Интернет-слежение
Под интернет-наблюдением понимается мониторинг: трафика данных в сети, посещения веб-ресурсов, иные виды онлайн-активности. Слежение за интернет-пространством может включать в себя отслеживание любого информационного сетевого трафика, включая:
-
зашифрованный;
-
браузерный;
-
личную веб-почту;
-
сайты банковских ресурсов.
Согласно статистическим данным, почти 30% всех работодателей в мире отслеживают интернет-деятельность своих сотрудников.
Распространенные методы слежения за компьютерами
Самым распространенным способом слежения за компьютерами сотрудников для проверки эффективности рабочего процесса персонала, является использование шпионских программ, подобных NeoSpy. Такие программы позволяют скрытно мониторить:
-
Нажатые на клавиатуре сочетания клавиш.
-
Запускаемые пользователем приложения.
-
Посещаемые сайты.
-
Переписку в чатах, мессенджерах и почте.
-
Использование принтеров.
-
Изменения в файловой системе, буфере обмена, системных папках.
Помимо этого, NeoSpy позволяет делать скриншоты экрана и способна в online режиме осуществлять слежение за удаленным компьютером того или иного специалиста.
Законность слежения
Этот тип мониторинга, как правило, имеет законные основания, при условии предоставления работодателем компьютеров и доступа в интернет-пространство своим сотрудникам. В зависимости от страны или юрисдикции, методов мониторинга, предназначенных для надзора используемой корпоративной техникой, могут быть дополнительные требования, связанные с предварительным уведомлением сотрудников о возможном слежении за компьютерами. Так, например, в России для законного мониторинга деятельности специалистов, необходимо предварительно в письменном виде их уведомить, что на предприятии возможно слежение за компьютерами и интернет-трафиком всех пользователей.
Профсоюзы и другие организации трудовой активности граждан могут предложить некоторую защиту от надзора данного типа. Помимо этого, в Соединенных Штатах работники государственного сектора имеют некую защиту в соответствии с 4-ой поправкой Конституции США. Сотрудники же в Калифорнии могут запросить дополнительную защиту в конкретных случаях, подпадающих под разделы государственного устава.
При этом, работодатели могут хранить как системную информацию изменения документов, так и личную переписку сотрудников.
Некоторое программное обеспечение, используемое для этого типа надзора может наложить дополнительные ограничения или требования к необходимому уведомлению сотрудников. Например, SpectorSoft требует, чтобы сотрудники подписывали обязательный контракт в котором говорится что их компьютерная деятельность может быть проконтролирована во время рабочего процесса. Заметим, что при последующем использовании работодателем (администратором) полученных данных в незаконных, вредоносных целях, у них могут возникнуть дополнительные правовые проблемы, связанные с несанкционированным применением полученной в ходе мониторинга информации.
Нюансы восприятия слежения за компьютером
В организациях, которые не используют шпионские программы для мониторинга использования корпоративных ресурсов, сотрудники, как правило, используют оборудование компании не по назначению (в своих интересах). При этом, не видя со стороны руководства никаких ответных шагов, работники воспринимают данное поведение как должное.
Как следствие, любое использование компьютерного надзора для дисциплинирования и оценки производственного процесса, специалистами рассматривается как вторжение в их личную жизнь. Однако, невзирая на желания работников, работодатели (при определенных правилах и положениях законодательной системы) имеют законные основания для контроля деятельности своих сотрудников.
Работа и конфиденциальность
Сотрудники, как правило, должны отказываться от некоторых аспектов личной жизни во время рабочего процесса. Но на сколько именно – это вопрос индивидуальный.
После начала применения работодателями слежения за компьютерами, дебаты по поводу моральности, этичности и законности не прекращаются ни на минуту. При этом, работодатели твердят о необходимости контроля как способа повышения эффективности работы и снижения рисков незаконной деятельности сотрудников. А работники утверждают, что все это не стоит их личной жизни в которую вторгаются посторонние люди. Как еще один дополнительный отрицательный фактор, которым руководствуются сотрудники – возникновение раздраженности, преждевременной усталости, постоянного стрессового состояния, отсутствия мотивации при применении методов слежения работодателей.
1. Европа
Согласно директиве ЕС (95/46) говорящей о защите прав физических лиц в отношении мониторинга персональной информации, перемещение и распространение личных данных (будь то сотрудников или клиентов) должно регулироваться.
Компании, которые контролируют использование электронной почты сотрудников, их интернет-трафика, телефонных разговоров, должны в обязательном порядке предварительно согласовать данный аспект политики предприятия с специалистами и в письменном виде задокументировать принятие данного положения.
С другой стороны, хотя законодательством ЕС и ясно прописано что любой факт перехвата электронных писем пользователя – незаконный, закон имеет некоторую лазейку, позволяющую компаниям запрещать сотрудникам отправлять личные сообщения по электронной почте в период рабочего дня.
2. США
В США ситуация совершенно иная. В 2005 году соцопрос в котором приняли участие 500 американских компаний показал, что:
-
более половины (56%) из них, после применения методов слежения за компьютерами сотрудников показали улучшение дисциплины на предприятиях;
-
30% работодателей были вынуждены уволить (прекратить сотрудничество) нерадивых работников. Например, многие из них пренебрегая работой, решали личные проблемы или просто общались в чатах, соцсетях, просматривали порнографию либо играли в онлайн-игры.
Заметим, что программное обеспечение, применяющееся для мониторинга деятельности сотрудников часто использует модели кэширования прокси-серверов, что, в свое время, позволяет применять веб-мониторинг.
Преимущества слежения за удаленным компьютером
-
Защита интеллектуальной собственности.
-
Предупреждение и расследование краж корпоративного оборудования.
-
Защита конфиденциальной информации о клиентах и/или информации о сотрудниках.
-
Повышение производительности.
-
Работодатели на примере работы опытных специалистов обучают новичков. При этом, эффективность данного обучения была неоднократно доказана, т.к. имеет лишь сконцентрированную информацию путей решения в различных реальных ситуациях.
-
Повышение уровня профессионализма и сплоченности внутри единой системы коммуникации.
-
Снижение рисков, обстоятельств, связанных с ненадлежащим использованием интернет-ресурсов (например, онлайн-игр, вирусов и пр.).
Критика
-
Мониторинг может потребовать соблюдение дополнительных законов, ограничений.
-
Слежение за компьютером может снизить общий моральный дух, настрой сотрудников.
-
Сотрудники могут воспринять политику компании как способ нарушения их личной жизни.
-
Мониторинг и использование результатов в ходе исследования эффективности работы того или иного специалиста может в негативном плане повлиять на производительность сотрудника.
-
Хотя мониторинг работоспособности, в большинстве случаев, и повышает производительность труда, он также может привести к увеличению напряженности в рабочей среде.