Эксперты рассказали, с какими проблемами сталкиваются автоперевозчики в Крыму и на Донбассе, а также почему грузы не хотят ввозить в подконтрольные террористам территории.
Грузоперевозки автомобильным транспортом в Украине упали на 20% (без учета Донбасса и оккупированного Крыма) по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Об этом сообщил в четверг на пресс-конференции Европейской бизнес ассоциации "Современное состояние внедрения реформ в логистике — вызов, инициатива и решения для Украины" генеральный директор логистической компании DB Schenker Олег Вербицкий.
По словам Вербицкого, ситуация в стране и частичная потеря двух регионов повлияла не только на объемы грузоперевозок, но и на географию работы перевозчиков. Что же касается Крыма, то, согласно законодательству Украины, полуостров получил статус свободной экономической зоны (СЭЗ), и для доставки груза конечному потребителю необходимо специальное оформление статуса. Тем не менее, на блок-постах проблем пока не возникает — их пропускают, но вопрос с рисками, если с грузом что-то случится, не определен вовсе.
"Оккупанты, которые находятся в Крыму, грузы пропускают... Но вся пикантность ситуации в том, что у оккупантов нет вообще никаких законов, они непонятно по какому праву (законодательству — Ред.) эти грузы пропускают. Вопрос рисков там совершенно не определен: если сейчас там случится какая-то проблема с грузом, то непонятно, к кому апеллировать", — рассказывает директор компании Containerships в Украине Игорь Богданов.
Он также утверждает, что в Крыму не определена система оплаты грузов — все еще действует постановление, которое запрещает поставщикам работать с банками, зарегистрированными в Крыму. Таким образом, компании из Крыма должны открывать счета на территории материковой России и работать с платежами в Украину.
"Закон о СЭЗ предусматривает в переходных положениях, что НБУ должен разработать процедуру, как должны происходить платежи из СЭЗ и в СЭЗ. Такая процедура на сегодняшний день не разработана, соответственно, действуют предыдущие положения НБУ, запрещающие работать с банками в Крыму. И мы получаем единственный вариант, когда компании, которые работают в Крыму, должны открыть в банке корреспондентские счета на континентальной территории России. И получается, что мы поддерживаем эти компании в том, чтобы они стали еще ближе к России" — сообщают перевозчики.
С Донбассом ситуация более тяжелая. Игорь Богданов пояснил, что для перевозчиков проблемой является вывоз грузов из Донбасса, поскольку грузы национализировала так называемая ДНР, и за разрешение вывезти товар из занятой террористами территории необходимо заплатить. Вместе с тем он отметил, что это не дает гарантии беспроблемного прохода грузов через блокпосты, где террористы могут вновь потребовать платить наличными за вывоз товара.
"Затем, когда груз уже находится на территории Украины, перевозчик попадает под статью "финансирование террористических организаций", — сказал он.
Вместе с тем перевозчики негодуют, ведь террористы самовольно устанавливают суммы, которые перевозчики должны уплатить за ввоз на Донбасс товара. По их утверждениям, за въезд на территорию ДНР и ЛНР грузовика массой 20 тонн террористы требуют уплатить сумму в 8 тыс. грн. Кроме того, директор по продажам и маркетингу компании DPD Ukraine Максим Сигнаевский сообщил, что цена логистики на линиях перевозок Северодонецк-Луганск, Изюм-Луганск выросла на 70-80%.
Перевозчики отмечают, что в связи с вышеуказанными фактами они были вынуждены изменить географию своей работы на Донбассе — теперь они доставляют грузы только на подконтрольные украинским войскам территории, при этом грузовладельцев уведомляют, что не могут взять на себя ответственность за его сохранность.
Напомним, что по данным Госстата, транспортные предприятия Украины, без учета территории Крыма и Севастополя, в январе-сентябре 2014 года сократили перевозку грузов на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года — до 508,1 млн тонн.
Инф.
e-news.com.ua