Директор отделения стратегического планирования "Атлант-М" Алексей Терещенко рассказал о расстановке сил на украинском авторынке и плачевных результатах автопродаж в августе.
Украинский авторынок переживает не лучшие времена. Военные действия на востоке, нестабильная экономическая ситуация и девальвация заставляют украинцев отложить покупку автомобиля до лучших времен. До какой отметки упадет авторынок по итогам 2014 года, а также о том, как в непростых условиях работают дилеры, рассказал директор отделения стратегического планирования "Атлант-М" Алексей Терещенко.
Как "Атлант-М" оценивает развитие авторынка Украины до конца 2014 года?
Любой прогноз авторынка до конца 2014 года и далее сейчас в первую очередь зависит от двух факторов. Первый — сроки завершения военных действий на востоке Украины и возвращение (или невозвращение) этого региона к нормальной жизни. Второе — ситуация на валютном рынке и глубина девальвации гривни.
При позитивном развитии событий (успешное завершение АТО и наступление мира, а также удержание курса гривни на уровне 12-13 за $1) мы ожидаем, что объем авторынка в 2014 году составит около 110 тыс. проданных новых автомобилей. Если сценарий будет не столь позитивным, то рынок рухнет до 95-100 тыс. авто.
Сколько авто будет продано по итогам августа?
Автопродажи по итогам августа будут скорее всего ниже показателя за июль. Возможно, порядка 5 тыс. проданных авто, включая и отечественные бренды. Это будет один из худших месяцев в 2014 году, хотя результаты продаж в мае останутся худшими. [В мае автопродажи рухнули ниже отметки 3 тыс. иномарок, что на 80% меньше, чем в мае-2013].
Смогут ли оживить рынок намеченные на октябрь парламентские выборы?
Основные факторы, которые влияют на рынок, — ухудшение ситуации в зоне АТО, резкие колебания валютного курса и еще большее ухудшение экономических ожиданий. На фоне данных факторов приближающиеся выборы не будут так заметно влиять на авторынок, как это иногда происходило в прежние годы.
Автомобили Volkswagen по итогам 7 месяцев 2014 года вошли в тройку самых продаваемых в Украине, а в июле даже заняли первое место. В тоже время продажи бюджетных авто, в частности марок Geely и ЗАЗ, падают. В чем, по вашему мнению, причина?
Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться немного назад, и посмотреть, с чем мы ведем сравнение. Во второй половине 2013 года и в первые месяцы 2014 года авторынок находился в аномальных законодательных условиях. С одной стороны применялись ограничительные меры против импорта автомобилей (утилизационный сбор, спецпошлина) — это был "зонтик" для отечественных производителей. С другой стороны, сверхльготные условия по ввозу китайских машинокомплектов у Geely плюс очень низкая цена этих машинокомплектов на входе в Украину. В результате марка Geely получила такую высокую долю (16% рынка иномарок по итогам марта-2014), которой никогда не достигла бы исходя из реальной конкурентоспособности своего продукта.
Сейчас ситуация выравнивается и рынок в некоторой степени проявляет реальную силу отдельных марок. Вместе с тем мы не считаем нужным акцентироваться на высоких результатах отдельных брендов в том или ином месяце на падающем рынке. Это почти всегда результат проведения распродаж складов отдельными импортерами. Сроки этих акций у разных импортеров отличаются, поэтому в разные месяцы — разные лидеры (например, в июне лидировала Toyota).
Что сейчас происходит на рынке автокредитования?
На протяжении 2014 года кредитные и лизинговые продажи сократились более чем в два раза. Это связано с нестабильным курсом гривни и высокими ставками. В наших автоцентрах в зависимости от марки продажи в кредит и лизинг составляют от 12 до 30%.
Что происходит сейчас на рынке б/у автомобилей? Пользуется ли спросом у "Атлант-М" услуга trade-in?
Объем внутренних перепродаж в Украине упал за 7 месяцев на 34%, то есть в меньшей степени, чем рынок новых автомобилей. Но это падение тоже очень заметное — гораздо меньше людей купили новые автомобили, то есть не стали продавать свой подержанный автомобиль.
Что касается "Атлант-М", то в условиях обвала рынка новых автомобилей работа с подержанными автомобилями остается одним из способов зарабатывать деньги, и данной бизнес-сфере уделяется все больше внимания. Так, за 7 месяцев 2014 года наши автоцентры в Украине продали 282 подержанных автомобиля по сравнению с 303 шт. за тот же период прошлого года, то есть падение составило всего 7% против 34% по рынку.
Как события в стране влияют на модельный ряд, будет ли он корректироваться импортерами?
Каждый импортер, безусловно, сам определяет продуктовую политику, и прогнозировать это сложно.
Но общепринятая практика работы импортеров состоит в том, что модельный ряд для импорта в конкретную страну определяется исходя из превышения некоторого расчетного порога продаж. Условно говоря, если объем продаж модели в стране составляет менее 50 штук в год, то модель может быть "закрыта" для данного рынка — нет смысла тратиться на ее сертификацию, продвижение, обеспечение логистики.
Поэтому в модель-миксе импортеров останутся в основном массовые объемообразующие модели, а более "нишевые" (примеры для Volkswagen — Scirocco, Eos, New Beetle) поставляться не будут.
9 июля текущего года правительство выступило с инициативой уменьшить количество налогов с 22 до 8. В том числе предлагается отменить сбор за первую регистрацию транспортного средства с одновременным увеличением ставок акцизного налога на автомобили. Как документ может повлиять на импорт авто?
Все последние годы изменения законодательства в Украине готовились кулуарно и происходили неожиданно для рынка. Поэтому не беремся судить о деталях процесса в настоящий момент.
Сами эти законодательные инициативы мы считаем неверными. Отмена сбора за первую регистрацию автомобилей, который дифференцирован в зависимости от возраста авто, фактически снимет барьер для ввоза в Украину подержанных автомобилей и добьет рынок новых автомобилей, не говоря уже об автопроизводстве.
Можно прогнозировать, что в Украину при этом хлынет поток автомобилей старше 8 лет, для которых сейчас ставка сбора является по сути запретительной. Напомню, что ставка первой регистрации распространенных в Украине автомобилей с рабочим объемом двигателя 1001-1500 куб. см составляет 6,37 грн за куб. см, 1501-1800 куб. см — 8,9 грн, 1801-2500 куб. см — 12,73 грн. Для транспортных средств, которые использовались до 8 лет, применяется коэффициент 2, а для тех, которые использовались свыше 8 лет, — коэффициент 40. А потенциальный спрос на дешевые подержанные иномарки очень высок, исходя из старения автомобильного парка и недостаточных продаж автомобилей в 2009-2014 году.
Повышение акциза — это просто легкий, очевидный и поэтому неправильный путь пополнения бюджета. Он ведет к удорожанию импорта, его сокращению и, как следствие, сокращению поступлений в бюджет.
Петр Порошенко заявил, что Соглашение об ассоциации с ЕС будет ратифицировано в сентябре. Как после этого изменится работа импортеров?
Само по себе Соглашение об ассоциации с ЕС ограничит возможности применения протекционистских мер во взаимной торговле и в теории должно сделать импорт более доступным. Ставка импортной пошлины при ввозе новых автомобилей из ЕС в перспективе станет нулевой.
Но на практике в Украине импорт ограничивается в первую очередь не пошлинами, а мерами фискальной политики, то есть для авторынка гораздо более важен предыдущий вопрос — об акцизах и сборах за первую регистрацию.
Что касается отечественного машиностроения, то в рыночных условиях работы, которые подразумевает ассоциация с ЕС, необходимо конкурировать за счет качества и цены продукта, а не за счет лоббирования запретов на импорт. Действительно, продолжение прежней стратегии, то есть сборка под своими или чужим брендами устаревших моделей, типа Chevrolet Aveo позапрошлого поколения, уже станет экономически невозможным.
Но открываются другие возможности — кооперация с ведущими мировыми производителями, производство автокомпонентов и т.д. Надо грамотно использовать свои конкурентные преимущества, такие. как существенно более низкая стоимость трудовых ресурсов в Украине по сравнению с ЕС, компетенции в производстве бюджетных автомобилей. Следует модернизировать продукт, сократить издержки, и предложить рынку по-прежнему доступный, но более качественный и современный автомобиль. Возможная стратегическая альтернатива — продажа пакета акций предприятия крупному мировому производителю в обмен на новую удешевленную платформу для бюджетного автомобиля и соответствующие технологии.
Инф.
e-news.com.ua