Закон об освобождении от налогов благотворительной помощи для АТО еще не принят. Тем не менее, волонтеры продолжают свою самоотверженную работу на равных с крупными благотворительными организациями. Чего ожидают от предстоящих изменений первые и вторые, и верят ли они все в поощрение своей деятельности со стороны государства?
«Налогообложение – это последнее, о чем мы сейчас думаем, – говорит волонтер Родион Григорян, который уже 2 месяца поставляет помощь в зону АТО, – сейчас каждый день, каждый час важен. Конечно, такой закон был бы очень кстати, но даже если его не примут, я все равно буду продолжать делать то, что делаю. По-другому я не могу, мне совесть не позволяет ничего не делать, когда там нашим парням нужна помощь и поддержка».
Существующее законодательство не предусматривает самостоятельной благотворительной деятельности физических лиц. В случае получения свыше1 710 грн., эти деньги будут облагаться налогом. Новый закон предоставляет возможность избежать дополнительного налогообложения, если волонтер зарегистрирован в Реестре волонтеров АТО.«Внесение такого законопроекта скорее является нормой экстренного характера, чтобы разобраться с существующей в обществе проблемой. В нормальных условиях благотворительностью должны заниматься полноценные фонды, которые можно проконтролировать с помощью финансовой отчетности», – говорит один из киевских юристовАнна Закусило.
По исследованию фонда UkrainianFreedomFund (UFF), который собирает средства на поддержку украинской независимости и в Украине, и за рубежом, понимание отчетности благотворителей о проделанной работе у нас и иностранцев кардинально отличается. Для 70% украинцев более важным фактором прозрачности являются фото с закупленной продукцией в социальных сетях, чем наличие полной финансовой отчетности и проверки международным аудитором благотворительной институции. «Это достаточно парадоксальное явление. Хотя предсказуемое для общества, которое только формирует новые ценности и потеряло доверие к традиционным институтам,– говорит основатель фонда UFF, Ольга Босак. – Но мы не можем позволить себе такой подход, так как около 80% поступлений в фонд приходит от зарубежных доноров, представителей диаспоры, и просто сознательных бизнесменов, которые готовы вкладывать в свободу и развитие нашей страны. Финансовый аудит фонда для них обязательное условие. Именно поэтому UFF принял решение о сотрудничестве с аудиторской компанией из большой четверки –PricewaterhouseCoopers».
Тем не менее, пока что фотографии в социальных сетях являются самым распространенным способом отчетности перед донорами о потраченных средствах. Это подтверждают и аудиторские компании. «Несмотря на всплеск благотворительной активности в стране, к нам за проведением финансового аудита обращаются единицы, хотя для западных стран финансовая прозрачность является основой существования любой благотворительной инициативы,– говорит партнер международной аудиторской компании PwC, Людмила Пахучая.
Понятно, что такая ситуация вызвана экстремальными условиями, которые обрушились на страну. И пока законодатель пытается решить вопрос, волонтерам и активистам не остается ничего другого, как действовать, невзирая на собственные интересы.
e-news.com.ua