Киевляне все чаще жалуются на то, что из банковских ячеек, куда за 4–500 грн в день (зависит от размера) кладут на хранение ценные вещи, они исчезают. Жертвы пеняют на клерков финучреждений, но там уверяют: банкиры забрать ничего не могут.
УКРАЛИ У КАРОЛЬ
37-летняя киевлянка Анастасия оставила в ячейке банка $75 тыс. «Арендовала ячейку в банке на несколько дней. Потом выяснилось, что не хватает $200. В банке сказали, что доказать это невозможно, и ответственности за хранение они не несут. Потом почитала в интернете, что в банке это частая практика. И, скорее всего, причастны сами сотрудники — они берут по парочке купюр у тех, кто хранит большие суммы», — сказала Анастасия.
В начале года певица Тина Кароль тоже поведала, что из ее ячейки исчезли украшения. В милиции возбудили уголовное дело, но чем оно закончилось, в пресс-службе певицы рассказать пока не готовы.
В договоре банка сказано: ответственности за хранение не несут
У милиции нет статистики по уголовным делам, связанным с банковскими ячейками. «Если дела и были, то они решались на уровне банков», — говорит спикер киевской милиции Ольга Билык. Оно и понятно: «Жертвы не спешат сообщать о пропаже денег. Ведь это могут быть чиновники, которые прячут свои взятки, мужья, скрывающие заначки», — говорит правозащитник Эдуард Багиров. По его словам, банковские клерки могут быть причастны к исчезновению ценностей. «Мне приходилось сталкиваться в своей практике с такими случаями. Но бывает, что и клиенты намеренно пытаются обвинить банки в кражах. Но и то, и то недоказуемо — проверить, что было в ячейке, невозможно», — говорит он. Как пример — дело, которое сейчас расследуется в Печерском районе. Двое мужчин арендовали ячейку в банке на ул. Димитрова, а затем один из них пришел туда и, пока пересчитывал свои сбережения, умудрился вскрыть соседнюю ячейку и умыкнуть $1 млн 541 тыс. Позже вернулся и украл из другой еще $360 тыс.
Банкиры уверяют, что не могут быть причастны к кражам. Директор департамента координации деятельности региональных представительств «Банка Национальный кредит» Наталья Рогова говорит, что банк не составляет опись вещей клиента, и не знает, что именно он там хранит. Делают это для того, чтобы их защитить и не контролировать. «У сотрудников банка нет возможности самостоятельно открыть ячейку. Он может зайти в хранилище вместе с клиентом, провернуть в замочной скважине свой ключ, подождать, когда клиент откроет ячейку своим (они разные. — Авт.), и покинуть помещение до того, как клиент извлечет коробку с содержимым», — говорит Рогова.
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ КРАЖИ
- В договоре с банком обязательно должен быть пункт о невозможности открытия сейфа без участия клиента.
- Сейф должен открываться только двумя ключами: один хранится в банке, другой — у клиента.
- Следует ограничить количество лиц, которые могут пользоваться ячейкой: обычно споры возникают, когда несколько человек заглядывали в ячейку, не уведомив друг друга.
- Поинтересуйтесь, как организована охрана сейфового хранилища, есть ли видеонаблюдение. В некоторых банках устанавливаются новшества — сканирование отпечатков или сетчатки глаза. Однако эксперты говорят: все равно личность клиента устанавливает сотрудник банка.