Греческая площадь сейчас с одной стороны «украшена» ярмаркой на месте бывшей гостиницы «Спартак», а с другой — представляет собой незавершенную стройку подземного паркинга. НОВОСТНИК выяснил, какой могла бы стать Греческая площадь, если бы осуществились все грандиозные планы строителей и инвесторов.
Самый первый масштабный проект преобразования Греческой площади, начатый в 2003 году при мэре Руслане Боделане, предусматривал превращение Греческой площади в колоссальную транспортную развязку. Причем не за городской счет, а за деньги владельца здания ресторана «Киев» Вадима Черного. Последнему, в обмен на право «реконструировать» здание в офисно-стеклянную высотку, мэрия настоятельно предложила решить транспортный вопрос. То есть — построить подземную транспортную развязку с обеспечением сквозного проезда от улицы Бунина до улицы Гаванной под Греческой площадью, а также несколько подземных паркингов.
Как ни странно, но работы начались. За счет неких американских инвестиций, Черный сумел выстроить электроподстанцию, начал сооружать подготовительный котлован объемом 20 тысяч кубометров. А для защиты площади от расположенных на глубине 3-6 метров подземных вод частично построили так называемую «стену в грунте», длина которой по проекту составляла 420 м, а высота (то есть, глубина — 18 м). Южная часть Греческой площади должна была превратиться в амфитеатр из ступеней-скамеек для проведения массовых мероприятий. А северная становилась пешеходной зоной с прозрачной стеклянной мостовой — для оригинальности дизайна и естественного освещения подземного уровня. Весь проект должен был обойтись в 13 миллионов долларов — по ценам десятилетней давности.
Гурвиц против Черного
Судьба подземной Греческой площади решилась после смены власти, когда в апреле 2005 года мэром Одессы стал Эдуард Гурвиц — по решению самого честного в мире Приморского суда и судьи Ярош. Договор о строительстве подземных сооружений на Греческой тут же отказались продлевать и потребовала снести здание «Киева». А исполком немедленно обвинил Вадима Черного и его фирмы в незаконном присвоении участка площадью 50 квадратных метров на Греческой. Дело завершилось в мае 2005 г. решением суда о введении моратория на любые строительные работы на Греческой площади.
Через год, во время подготовки к визиту в Одессу Президента Виктора Ющенко, Гурвиц порешил попросту засыпать уже выкопанный котлован. Вся юридическая подготовка сводилась к письму городского управления капитального строительства, адресованному подрядчику — «Одесскому специализированному управлению эскалации» (ОСУЭ) за подписью Михаила Кучука. Несмотря на факт нарушения судебного решения и сопротивление поддерживавших Черного анархистов, котлован быстро засыпали в начале мая 2006 г.
«Когда я удивился, отчего я должен сносить свое здание, Гурвиц взял и засыпал практически готовый паркинг на Греческой площади» — заявил Вадим Черный в одном из интервью пару лет назад.
Через пару недель после этого проявились последствия. Начал трескаться фасад исторического здания греческого общества «Филики Этерия», появились трещины в полу торгового центра «Афина». Все из-за того, что к моменту засыпания котлована не был закончен один из фрагментов защитной «стены в грунте» — и через оставшийся «проем» подземные воды стали уходить под Греческую площадь.
Конфликт между Эдуардом Гурвицем и Вадимом Черным после этого перешел в публичную плоскость — первый грубо вмешался в бизнес последнего. В результате Черный попытался решить вопрос через суд раввина — по старой еврейской традиции. Вопрос не был решен: еврейская община отказала сторонам в суде раввина. После этого около одесской мэрии появился пикет анархистов с листовками: «Лидер Союза анархистов Украины Вадим Черный является евреем. Является ли евреем Эдуард Гурвиц? Или теперь его национальность — «чиновник»?»
Паркинг под всем Александровским проспектом
Мэрия Гурвица не отказалась от грандиозных идей освоения подземного пространства в центре Одессы. В 2007 году на заседании градсовета всерьез рассматривался проект двухуровневого паркинга на полторы тысячи машин под всем Александровским проспектом — от Бунина до Успенской. Над паркингом, но тоже под землей, предполагалось создание торгового центра.
Рассматривалось два варианта строительства. Оба предусматривали поэтапное перекрытие всего Александровского проспекта — по кварталам.
Открытый — при котором выкапывались огромные котлованы и уничтожались все деревья на Александровском проспекте, стоил бы 918 миллионов гривен. Закрытый вариант предполагал использование метростроевской техники и полностью подземные работы на глубинах от 6 метров. При этом зеленые насаждения оставались на месте. Такой проект стоил уже полтора миллиарда гривен.
Эту идею отправили на доработку. А вместо нее в ноябре 2008 г. по инициативе вице-мэра Анатолия Ворохаева вновь вернулись к идее возобновить строительство паркинга под Греческой площадью. При этом здание ресторана «Киев» надо было снести, а вместимость паркинга — всего 180 машино-мест. По словам Ворохаева, тогда была достигнута договоренность об этом с владельцем здания Вадимом Черным. Но при Гурвице никаких работ в этом направлении не производилось. Тем не менее, 29 июля 2008 г. исполком дал разрешение на строительство паркинга.
Уже тогда, в 2008 году были высказаны неутешительные прогнозы относительно опасности строительства глубокого подземного паркинга под Греческой площадью:
«Построить трехуровневый паркинг, уходящий под землю минимум на 10 метров, очень сложно. Еще не вырытый котлован сразу будет заполняться водой. Впрочем, можно применять замораживание или водонепроницаемые завесы, но это приведет к удорожанию строительства. А когда котлован будет вырыт, придется делать гидроизоляцию, причем не только по периметру, но и снизу. Другая сложность: местные грунты очень неустойчивы. Если сделать большую выемку, они придут в движение, поэтому паркинг нужно основательно укрепить. Того же потребуют и соседние дома — их стены и основания ОГАСА Александр Новский»
Черная дыра Вадима Черного
После очередной смены власти, на этот раз в результате выборов, а не по решению суда, Вадим Черный возобновил стройку паркинга. В марте 2011 года засыпанный ранее котлован отрыли вновь. Предполагалось сооружение трехуровневого подземного паркинга на 180 машино-мест с сохранением здания бывшего ресторана «Киев». Собственно, строительные работы начались в апреле 2011 г. и должны были завершиться, по заявлению самого Черного, в августе того же года.
Но даже к осени 2011 года завершить паркинг не удалось. На зиму работы заморозили. А утром 30 марта 2012 г. часть бетонных конструкций со стороны улицы Бунина обвалилась, что также вызвало сползание в котлован грунта. Позже, при расследовании причин инцидента, директор научно-производственного центра «Экострой» Владимир Суханов, руководивший реконструкциями зданий областной прокуратуры и Кирхи, заявил, что бетонные конструкции паркинга установили неправильно, поэтому их пришлось демонтировать, чтобы заменить на новые. В процессе переговоров с Вадимом Черным комиссия по техногенной безопасности при обладминистрации во главе с вице-губернатором Валерием Матковским настаивала на более безопасном варианте продолжения строительства, сам же Черный — на более дешевом. В итоге, Черного убедили, и тот в очередной раз пообещал закончить паркинг до конца года (правда, не уточнив — какого).
С августа 2012 г. строительство продолжилось. Но паркинг стал уже не трехуровневым, а двухуровневым — самый глубокий уровень попросту засыпали.
Весной 2013-го строительство в очередной раз возобновилось и некоторое время шло весьма значительными темпами. Чуть позже, в сентябре выяснилось, что паркинг вовсе не будет подземным — его верхний уровень будет выпирать над поверхностью земли на 1-2 метра. Также Вадим Черный отказался благоустраивать Греческую площадь после окончания строительства. Все это время его атаковали экологи, забрасывая судебными исками о незаконной добыче полезных ископаемых (глины) и требуя возмещения нанесенному государству ущерба в 35 млн. гривен.
А с 20 сентября стройка попросту заморожена — так как против Вадима Черного начал судебную тяжбу тогда еще мэр Алексей Костусев, обвиняя Черного в самовольной застройке, требуя также заплатить арендную плату и демонтировать паркинг. В ответ Черный заявил, что заморозил работы, как минимум, до того момента, пока в Одессе не появится новый мэр. Сейчас стройка века остановлена — нового мэра все еще нет, несмотря на отсутствие старого. По словам самого Черного, до окончания строки осталось всего пару недель (или 504 часа рабочего времени), но на самом деле объем работ значительно больше.
Что дальше?
Дальнейшая судьба паркинга неясна и зависит от исхода сложной политической ситуации как в стране, так и в городе.
Если в Украине победит оппозиция, то это с большой долей вероятности означает возвращение на один из ключевых руководящих постов города или области Эдуарда Гурвица. А тот точно не позволит Черному строить паркинг.
Если же нынешняя центральная власть устроит, а выборы городского головы не будут назначены, то Вадим Черный, скорее всего, уже весной попробует воспользоваться безвластием и быстро достроить паркинг. Причем, довольно большой объем работ будет при этом вестись уже после официального ввода паркинга в эксплуатацию.
В случае же, если Верховная Рада назначит выборы городского головы — то стройка останется в замороженном виде, как минимум, до того момента, когда станет известной фамилия нового мэра. А дальше — уже в зависимости от того, кто именно станет мэром.
e-news.com.ua