Нога в ногу следует этот человек за своим главным конкурентом — непотопляемым Биллом Гейтсом. В историю он войдет как самый упорный борец за право называться лучшим из лучших.
Его путь к креслу главы корпорации Oracle начался в далеком 1976 году, когда судьба свела трех молодых специалистов фирмы System Development Laboratories Ларри Элисона (Larry Elison), Боба Майнера (Bob Miener) и Эда Оутса (Ed Otts). Им была поручена работа над проектом под названием Oracle. Эти годы — середина 70-х — проходили под знаком IBM, которая выпустила свою реляционную систему управления базой данных System R, и огромный интерес вызывал только что появившийся язык запросов SEQUEL 2. Трое энтузиастов решили создать собственную фирму, основная цель которой будет создание реляционной СУБД, совместимой с языком запросов SQL. Название новая фирма получила соответствующее — Relational Software, а в будущем СУБД досталось имя Oracle.
Первую версию СУБД Oracle заказчики так и не увидели, зато вторая стала достаточно известной. Продукт был разработан для компьютера PDP-11 компании Digital Equipment, и большая часть СУБД была написана на ассемблере PDP-11, и только некоторые компоненты — на новом для того времени языке C.
В 1983 году вышла третья версия СУБД, и одновременно компания Relational Software сменила свое название на Oracle. Новая реализация была полностью написана на языке C.
Каждая последующая версия СУБД значительно дорабатывалась и обновлялась. Четвертая версия уже могла работать с объемом ОЗУ более 640 Кб, пятая обеспечивала работу в архитектуре клиент/сервер, в шестой были значительно улучшены процессы ввода/вывода, управления буферизацией и параллельным доступом.
Четыре года велась разработка и длительное тестирование седьмой версии СУБД Oracle, которая увидела свет в 1992 году, а Oracle 8 вышла еще спустя пять лет — в июле 1997-го.
Благодаря маниакальному упорству Ларри Элисона, Oracle оставил позади главных конкурентов — компании Informix и Ingres. Элисон действовал, как диктатор, полностью взяв на себя управление компанией. Начав с нуля, он вывел Oracle в мировые лидеры на рынке систем управления базами данных.
«Oracle стремится к славе особой компании — альтернативного поставщика, предлагающего все, кроме операционной системы»,— это цитата из отчета компании Ovum, специализирующейся на исследованиях рынка. Создается такое впечатление, что Oracle, обойдя IBM и Microsoft, собирается стать лидером мировой компьютерной индустрии двадцать первого века!
Спектр выпускаемой Oracle продукции настолько широк, что в одних только наименованиях можно легко запутаться: это базы данных, промежуточное ПО, Web-серверы, инструментарий, корпоративные приложения, электронная коммерция, ПО и сервисы по внутрикорпоративным сетям и даже собственный Web-браузер (кстати, довольно любопытная вещь под названием PowerBrowser). А чего стоит одна только идея сетевого компьютера! Кстати, ее сейчас воплощает в жизнь дочерняя компания Oracle — NCI.
Большинство компьютерных компаний, получивших признание на мировом рынке, значительной частью успеха обязаны неординарным личностям своих руководителей. Шеф Oracle является одной из самых противоречивых фигур компьютерного мира.
В то время как многие видные люди щеголяют и похваляются историей восхождения на Олимп, Ларри Элисон не спешит выставлять напоказ свою жизнь. Особенно ту ее часть, когда он не был богат и знаменит. Как и полагается серому кардиналу, он предпочитает оставаться в тени, однако некоторые факты утаить не удалось.
Закончив школу, Ларри поступил в Иллинойсский университет, но вскоре был исключен оттуда за многочисленные прогулы: он просто-напросто игнорировал предметы, которые его не интересовали. Затем целый семестр Элисон посещал Чикагский университет, впрочем, с тем же плачевным результатом.
В конце 1960-х гг. Америка облачилась в яркие шелковые одежды и фенечки — эра хиппи вступила в свои права. В 1969 году Ларри упаковал вещи в бирюзовый «тандерберд» и подался в Калифорнию. По словам сестры, Элисон не мог не вдохновиться очарованием Силиконовой долины: «Ему казалось, что он обязательно ухватит Бога за бороду. Компьютеры давали шикарную возможность в этом плане».
Ларри Элисон не признает никакой дипломатии. Так, об одном продукте Microsoft он однажды сказал: «Это не работало, не работает, не может работать и не будет работать никогда». Возможно, подобные высказывания в адрес конкурентов оправданы, но и в отношениях с партнерами он ведет себя с такой же прямотой.
Глава Oracle обладает безупречным вкусом. На фоне непритязательно одетых исполнительных директоров он кажется лондонским денди, который, к тому же, прослыл дамским угодником (трижды был женат и трижды же разведен) и гурманом. Известно, что Элисон увлекается бодибилдингом, — от него веет силой и упорством. Миллиарды идут Ларри как костюмы, которые он выбирает.
Пилот, гонщик, спортсмен, экспериментальный и безжалостный бизнесмен, авангардистский мыслитель, Ларри Элисон беззастенчиво подкалывает, дразнит и критикует своих конкурентов. При этом, по словам Рика Шерлунда, аналитика компании Goldman, Saches&Co., «в то время как Гейтсу прощают гиперболы и фантазии, от Элисона всегда ждут только реалистичных прогнозов и оценок».
«Я всегда был бунтарем. Я вступал в страшные противоречия, которые сформировали мой имидж технологического бандита»,— никто не смог бы охарактеризовать бизнес-стиль Ларри Элисона точнее, чем он сам.
Когда американское общество лихорадило в ожидании развязки дела о нарушении компанией Microsoft антимонопольного законодательства, Элисон не остался в стороне. Он рассказал, что отдел Oracle по взаимодействию с правительством нанял детективное агентство Investigative Group International (IGI) для расследования деятельности Microsoft: «Мы помогаем Microsoft в саморазоблачении. Я несу полную ответственность. Я сам выделил деньги и с гордостью заявляю об этом. Информация — всеобщее достояние».
Исследование IGI показало, что «Независимый институт и Национальный союз налогоплательщиков, представлявшие себя как независимые адвокатские группы, на самом деле оплачивались Microsoft для изменения общественного мнения в пользу корпорации в ходе судебного разбирательства».
Через некоторое время корпорация Oracle предприняла новый шаг, на этот раз на другом фронте. Ларри Элисон и другие менеджеры компании заявили, что последний продукт Oracle работает на веб-сайтах втрое быстрее, чем конкурирующие продукты компаний IBM и Microsoft. А тем заказчикам, которые докажут, что это не так, Oracle выплатит по $1 млн. По словам Скотта Клаусона (Scott Clawson), директора по маркетингу Oracle, за деньгами так никто и не обратился.
Глобальный альянс с компанией Compaq позволил Элисону предустанавливать программное обеспечение компании Oracle на серверах Compaq, что равнозначно продаже холодильников с продуктами. Ранее только производители PC аналогичным образом продавали свою продукцию с предустановленной операционной системой Windows.
После памятных событий 11 сентября 2001 года тема идентификации личности стала актуальна как никогда. Глава Oracle мгновенно отреагировал и предложил создать национальную идентификационную систему с помощью бесплатного ПО, разработанного его компанией. «Мы нуждаемся в национальном удостоверении личности с фотографией и отпечатком пальца, оцифрованным и встроенном в ID-карту»,— заявил Элисон.
Против выдвинутого предложения пока выступают представители групп гражданских свобод. Если же идея Элисона все же найдет поддержку в правительственных кругах, это будет не первой совместной работой Oracle и федеральных властей.
Руководитель Oracle остается непревзойденным мастером по выдвижению замечательных идей. Чего стоит один только сетевой компьютер — упрощенный бездисковый ПК, используемый в основном для доступа в Интернет. «Чтобы обеспечить современную информационную поддержку для большинства населения, компьютеры должны стать столь же удобны и просты в обращении, как телефон или телевизор»,— говорит шеф Oracle.
«Обладателю сетевого компьютера не придется постоянно думать об обновлении аппаратуры и ПО. Все эти операции будут осуществляться незаметно для него, примерно так же, как это происходит при модернизации телефонных сетей»,— заявил один из представителей Oracle. Однако пока, несмотря на всю свою привлекательность, устройство оказалось не востребовано рядовыми пользователями.
Как у всякого миллиардера, у Ларри Элисона есть своя идея-фикс — информационная супермагистраль (ИСМ). Он предвидел то время, когда компьютеры, ТВ, видеофоны и другое «умное» оборудование будет объединено в единую глобальную сервисно-информационную сеть.
Стратегия ИСМ была сформулирована им еще в первой половине 1990-х гг. Тогда же были предприняты первые шаги по ее воплощению. Элисон потратил несколько миллионов долларов, чтобы построить суперкомпьютер nCube — ультрабыструю цифровую машину для создания видеосервера и отработки основных принципов интерактивного телевидения. За два летних месяца 1993 года были продемонстрированы миру новые возможности компьютерных сетей — видеофония, передача видеофильмов на компьютерных экранах и, в перспективе, видеопочта.
Два года Ларри Элисон непрерывно курсировал по маршруту Нью-Йорк—Лондон—Токио—Нью-Йорк, проводил переговоры, заключал контракты. В итоге сегодня Bell Atlantic Corp., British Telecom и US West используют технологию видеосервера от Oracle, а Apple, General Instrument, Hitachi, Samsung и еще 55 ведущих мировых компаний используют стандарты Oracle в производстве ТВ-приставок. В области интерактивного ТВ наладилось сотрудничество с компаниями Capital Cities/ABC, Washington Post Co., Home Box Office. Даже Microsoft оставил сомнения в необходимости участвовать в подобных проектах.
О корпорации Oracle
Oracle — всемирный ведущий поставщик программного обеспечения для информационного управления и вторая по величине мировая независимая компания по производству программного обеспечения.
Штаб-квартира Oracle находится в калифорнийском Redwood Shores и представляет собой два черных небоскреба на северной кромке Силиконовой долины.
Ларри Элисон держится обособлено даже в собственной резиденции в кругу коллег, за что сотрудники дали ему прозвище «Элвис»: его появления на людях столь же редки, как автографы Элвиса Пресли.
Хотя высокие требования Элисона неизменно вызывают напряжение в среде сотрудников Oracle, это также ведет к высокой производительности и успеху корпорации, которая сегодня может похвастаться годовым оборотом более чем в $9.7 млрд.
В настоящее время Oracle стремится захватить мировой рынок электронной коммерции путем разработки и внедрения единого пакета ПО, который был бы максимально прост в использовании. Ларри заявил, что по итогам 2001 года компания сэкономила 1 миллиард долларов, используя своё собственное программное обеспечение для поддержки бизнеса. В дальнейшем Элисон предполагает рост экономии: на будущий год — 2 миллиарда, а на третий год эксплуатации своего программного обеспечения целых 3 миллиарда. При этом Элисон уточнил, что такая астрономическая сумма появилась в результате сокращения ИТ-бюджета наполовину.
Данное заявление было сделано на конференции Oracle Apps World, проводимой в Париже. Вообще, доклад исполнительного директора был приурочен к выходу Oracle 11 и комплексного web-ориентированного решения для бизнеса, значительно сокращающего издержки компании-покупателя.
Во всяком случае, сама фирма-производитель активно использует собственное ПО.
Также компания предлагает консультации, обучение и поддержку пользователям более чем в 145 странах. Все больше самых успешных и прибыльных мировых компаний выбирают приложения Oracle. Например, вторая по величине и самая прибыльная мировая компьютерная компания Dell Computer и крупнейшая сталелитейная компания POSCO используют E-Business Suite, чтобы усовершенствовать свой бизнес. В прошлом году процесс установки E-Business Suite прошел более чем в 3500 компаний.
Корпорация Oracle сотрудничает и с российским правительством: в рамках программы «Электронная Россия» она предлагает свое программное обеспечение для организации государственного сектора в новой экономике.
Однако Ларри Элисон не устает повторять, что его корпорация почувствует себя успешной компанией, лишь когда «все будут покупать только программные продукты Oracle».
Наталия Погосова,
корреспондент
ELCOMART.NEWS
(www.e-news.com.ua)
При написании статьи были использованы материалы:
www.kv.by
www.interface.ru
www.sibinfo.ru
www.compulenta.ru
e-news.com.ua