• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Отношения в семье: чем стоит руководствоваться

    Опубликовано: 2013-08-25 13:24:11

    Неоднократно писала и рассказывала, и рассказываю на семинарах одну простую истину, которую, увы, мы, родители, частенько забываем.

     

     А именно: ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ=ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА. Семья – это система. И все то, что в ней происходит, отражается на ребенке, как на лакмусовой бумажке. Ссорятся родители? Ребенок реагирует.

     

    Мама с бабушкой не могут найти общего языка? Ребенок реагирует. Мама недовольна своей жизнью (или папа)? Ребенок реагирует. И не только потому, что он такой чувствительный – дети рождаются с разным уровнем чувствительности – а потому, что СЕМЬЯ – ЭТО СИСТЕМА. Если в машине что-то ломается, то это сказывается на ВСЕЙ МАШИНЕ. Это пример для автомобилистов.

     

    Не нужно думать, что ребенок ведет себя так сам по себе. Он находится внутри семьи и в потоке внутрисемейных отношений. Поэтому ВСЕГДА рассматриваем ситуацию с точки зрения СЕМЬИ.

    В качестве иллюстрации этого тезиса – или я бы сказала АКСИОМЫ – письмо в рассылку.

    (Письмо) Сыну 4,5 года, в сад ходит больше 2 лет, пошел с 1го дня без истерик. Дрался и в младшей группе, и продолжает это сейчас. Обещает не драться после долгих разговоров и обсуждения поведения, но по приходу в сад опять лупит детей. Все родители жалуются. Что можно сделать?

    Часто ругаемся с мужем, он неадекватно реагирует даже на самый простой вопрос или предложение, а именно кричит. Например, я его спрашиваю: “Что будешь есть?” Он в ответ начинает психовать и орать: “Хорошо, я могу вообще ничего не есть!”, если покупаем продукты вместе и я ему предоставляю право выбора, например, колбасы, он уходит и потом бурчит: “Хорошо, не купим ничего, потом сама поедешь за колбасой!”, а иногда сам все сделает, без возмущения и крика, и расскажет что-то.
    С ребенком играем, каждый вечер обсуждаем день, я спрашиваю о садовской жизни, иногда сам рассказывает, спрашивает меня как я провела день; стараемся вместе гулять, наказываем так: сажаем на диван, чтобы успокоился, лишаем просмотра мультиков, вместо этого читаю рассказы, сказки. Такой момент: сын на лету запоминает стихи и рассказы, но когда садимся заниматься начинает “включать дурачка”, корчит рожи, делает вид, что не знает букву или цифру. У сына свой диван, комод и этажерка для игрушек, шкаф для одежды.Часто бывает у бабушки (моя свекровь), к моей маме он не любит ездить, она больной человек, часто играет на публику, что плохо себя чувствует, считает что все должны скакать вокруг нее, ей внук нужен на 5 минут, пообниматься с ним и все, нет сил.

    Анастасия

    (Екатерина Мануковская) Чтобы ответить на письмо Анастасии, мне потребовались дополнительные ответы на вопросы: о том, какие отношения между родителями.

    Напомню: поведение наших детей, их достижения, их капризы и улыбки напрямую зависят от того, какие отношения в семье. Мы не можем, конечно же, отвечать за темперамент ребенка. Скажем, если он меланхолик, склонный видеть стакан на половину пустым, то нам будет сложно уговорить его бесконечно радоваться наступающему дню, как это происходит у сангвиников, например. Зато мы, родители, можем СОЗДАТЬ ТАКИЕ УСЛОВИЯ в своей семье, чтобы ребенок в них развивался и гармонизировал особенности своего темперамента. И мы, родители, конечно же, должны учитывать, что СЕМЬЯ – ЭТО СИСТЕМА. И если мы видим что-то странное или неудовлетворяющее нас в поведении ребенка, то стоит посмотреть на отношения внутри семьи. А именно – те вопросы, которые я задала Анастасии:

    + каковы отношения между родителями?

    + что происходит в семье?

    + Какие отношения с вашими родителями?

    + Есть ли у ребенка отдельное пространство в доме?

    + Какие отношения у Вас с ребенком?

    Давайте теперь посмотрим на ответы Насти. Я бы предположила, что на мужа она обижается. Он ведет себя, по ее мнению, странно. Настя, я бы рекомендовала сейчас направить усилия на то, чтобы разобраться, в чем именно вы с мужем друг друга не понимаете. Из-за чего это происходит? Как вы друг к другу относитесь? Как развиваются ваши скандалы? Попробуйте сесть – разумеется, в спокойной обстановке – и проанализировать: когда я делаю так, ты реагируешь так, а почему? Я тебя раздражаю? А чем? То, что Вы пишите про скандалы, действительно, выглядит странным со стороны. При этом я уверена, что у него есть определенные причины так себя вести.

    Дальше. То, что касается отношений с сынулей, я ничего такого, что могло бы вызвать вопросы – не заметила. Все ок. А вот отношения с бабушкой…

    Похоже, на бабушку Вы тоже обижаетесь. И это также может сказываться на поведении ребенка. Ведь дети ЧУВСТВУЮТ энергию в доме, в отношениях. Мы можем говорить друг другу правильные слова, при этом испытывая ненависть, презрение и обиду, и ребенок будет “считывать” не наши слова, а наши эмоции. А разлад между словами и чувствами будет формировать у него “двойные послания” или неискренность, лживость.

    Настя, если Вы согласны с тем, что я здесь описала – хотя бы частично – попробуйте В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРИМЕНТА не ребенка воспитывать и исправлять его поведение, а разобраться в своих отношениях с мужем и мамой. И посмотрите потом: как это сказалось на поведении сына.

    Удачных экспериментов!

     

    Инф.manukovskaya.ru

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.