• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Россия ограничит поставки нефти в Беларусь

    Опубликовано: 2013-04-23 09:50:20

    "Нефтяное перемирие" между Россией и Белоруссией подходит к концу.  Россия планирует ограничить поставки нефти в Беларусь. Таким образом российское правительство хочет добиться ускорения работы по созданию совместных проектов.

    Несмотря на то, что Александр Лукашенко и премьер Республики Михаил Мясников наставиают на увеличении поставок российской нефти на белорусские НПЗ до 23 млн тоннн добиться этого будет крайне сложно. Первый вице-премьер Беларуси  Владимир Семашко недавно даже заявил, что в 3-м квартале этого года объем поставок будет 5,75 мн тонн, что укладывается в итоговое количество нефти, на которую рассчитывает Республика.  Но, как выяснили "Известия", правительство России уже подготовило письмо белорусской стороне о нежелании согласовывать увеличение поставок нефти на белорусские НПЗ в III и IV кварталах 2013 году.

    - Среди претензий российского правительства — невыпонение белорусами условий по возврату согласованного объема нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Кроме этого, белорусы затягивают реализацию совместных интеграционных проектов, в том числе создание СП между российским производителем грузовиков "КАМАЗом" и белорусским "МАЗом", - сообщил источник в правительстве.

    Беларусь настаивает на необходимости сохранения баланса поставок российской нефти на белорусские НПЗ на уровне 23 млн тонн нефти в 2013 году. Переговоры об этом ведутся с осени прошлого года. Российская же сторона не раз заявляла о своей готовности направить только 18,5 млн тонн нефти в обмен на произведенные из нее 2,1 млн тонн нефтепродуктов стандарта "Евро-3".

    В прошлом году Россия уличила Беларусь  в том, что она экспортирует нефтепродукты в Европу под видом растворителей и разбавителей. И так как эти товары не облагаются экспортной пошлиной при вывозе за пределы Таможенного союза, российский бюджет за них деньги недополучил порядка на $1,5-2 млрд. Кроме этого, до осени прошлого года не было и никаких обещанных обратных поставок нефтепродуктов. 300 тыс. тонн нефтепродуктов удалось вернуть в четвертом квартале только после того, как Россия сократила поставки нефти в Беларусь.

    Не смотря на это, в этом году союзная республика дважды сумела добиться от российского правительства продолжения поставок нефти в прежнем объеме (5,75 млн тонн из годового объема 23 млн тонн) на два первых квартала. Как сообщил «Известиям» источник в правительстве, не смотря на эпизодические нарушения условий ответных поставок нефтепродуктов в Россию нефтепродукты из Беларуси в Россию в основном поставлялись. Однако объем реализации нефтепродуктов был невысоким. Под эпизодическими нарушениями подразумеваются манипуляции с ценами, предлаемыми белоруссами на российских биржевых торгах — российские компании не покупают предлагаемую белорусами продукцию, так в большинстве случаев цена предложения белорусской стороны оказывается выше цены закрытия предыдущего дня.

    Конфликт вокруг поставок нефти и нефтепродуктов не единственное момент, повлиявший на решение России поставить Белоруссии "нефтяной ультиматум". Как рассказал "Известиям" источник в кабинете министров, Белоруссия всеми возможными путями стремится к затягиванию процесса реализации совместных проектов, выдвигая новые и меняя условия прежних договоренностей.

    В частности, это касается проекта развития ОАО "Гродно Азот", контрольный пакет которого белорусский государственный концерн "Белнефтехим" собирается продать российской компании.

    Так же источник отметил слабое продвижение процесса создания совместного автомобильного холдинга "РОСБЕЛАВТО" на базе российского ОАО "КАМАЗ" и белорусского ОАО "МАЗ". Стороны казалось бы еще в 2012 году достигли договоренностей и сформулировали их в Концепции сотрудничества, однако белорусская сторона выдвигает все новые требования. Например, предлагает сохранить отдельно за МАЗом маркетинго-сбытовую структуру, сохранить право на проведение исследований и разработок по созданию новой техники с созданием научно-технического центра с опытным производством в Минске, добивается обязательного использования автокомпонентов белорусского производства на уровне не менее 40%. Кроме этого, белорусская сторона хочет иметь возможность инвестировать в развитие МАЗ как отдельного хозяйствующего субъекта с входящего в него предприятиями порядка $1,2 млрд до 2020 года.

    На прошлой неделе президент Беларуси  Александр Лукашенко и вовсе заявил, что сомневается в целесообразности слияния МАЗа и КАМАЗа, указав на то, что это возможно только на выгодных условиях. "Приходят люди, я у них спрашиваю: что мы получим от этого объединения, акционирования, а еще - передай акции за бесценок? Рынки у нас есть, продукция есть, у нас не хуже МАЗы, чем КАМАЗы", - заявил он, выступая с посланием белорусскому народу и парламенту.

    В КАМазе подтвердили, что переговоры о совместных проектах с Беларусью  ведутся уже полтора года, пояснив что вопрос о создании СП обсуждается на уровне правительства. Представитель заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича Алия Самигулина сказала, что вопрос нефтяных балансов на III и IV кварталы сейчас пока рано обсуждать и конкретные решения по этому поводу будут ближе к июню. Что касается интеграционных проектов, этот вопрос обсуждался в ходе переговоров Аркадия Дворковича и первого заместителя премьер-министра Беларуси  Владимира Семашко, и наибольшие споры вызывает СП КАМАЗа и МАЗа.

    Кроме этого, разногласия вызывает проект интеграции "Минского завода колесных тягачей" в структуру российского оборонно-промышленного комплекса. Российская сторона настаивает на горизонтальной интеграции с предприятиями ОПК, такими как КАМАЗ и Уралвагонзавод. Минск в свою очередь предлагает проект вертикальной интеграции и расширения сотрудничества с российскими предприятиями, такими как Корпорация "Московский институт теплотехники", Концерн ПВО "Алмаз-Антей", НПО СПЛАВ и НПК "Конструкторское бюро машиностроения".

    По мнению ведущего эксперта УК "Финам менеджмент" Дмитрия Баранова, проблема отношений России и Белоруссии заключается в том, что белорусская сторона все время ставит на первый план политику в сугубо экономических вопросах.

    — Возможный аргумент белоруссов о том, что у них есть мощности для производства экологических классов бензина под собой не имеет оснований. Российские компании уж точно не отдадут этот рынок белорусским и наши НПЗ сами смогут производить такое топливо. Белоруссия  в большей степени зависит от нас, чем мы от них, — считает Дмитрий Баранов.

    Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что рано или поздно вопрос с приватизацией белорусских активов Россия решит.

    — Белорусы действительно делают высококачественный нефтепродукты, и должны были возвращать определенный объем нам, но эти объемы незначительные, — говорит Константин Симонов. - Ясно, что в первые два квартала им удалось уговорить Россию на большие поставки, но в III и IV квартале, когда на ряде НПЗ закончатся ремонты, таких проблем уже не будет. Лукашенко все время набивает цену, но своими заявления о том, что он ничего не отдаст и не продаст, он вызовет ответную реакцию со стороны России.

    Источник: belaruspartizan.org

    Инф. newsland.com

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.