Медитация, три иностранных языка и воспитатель-друг - так частные детсады растят украинцев нового поколения. Эта альтернатива государственным заведениям - бальзам на душу соотечественников, видящих в наследнике яркую личность, - пишет Екатерина Ивановав № 8 журнала Корреспондент от 1 марта 2013 года
Четырехлетний Даниил Тулин старательно выводит в тетради в клетку китайские иероглифы. Выходит так ловко, будто он занимался этим чуть ли не с рождения. Так и есть - китайский Тулин учит с двух лет в частном детсаду Малыш-Китай, пишет korrespondent.net
Для Вячеслава Тулина, отца Даниила, изучение сыном китайской грамоты - продуманный шаг. Родитель убежден, что этот язык скоро станет одним из самых распространенных на планете наряду с английским и испанским.
Дать ребенку воспитание с изюминкой (например с уклоном в ведическую или православную культуру, по одной из альтернативных педагогических систем - Монтессори или вальдорфской) - новый тренд среди продвинутых родителей, не стесненных в средствах. Месяц пребывания в таком заведении обычно обходится от $ 450 до $ 1 тыс.
Базовый набор услуг в большинстве частных садов - обучение иностранным языкам, порой трем сразу, хореографии, вокалу и театральному искусству
Базовый набор услуг в большинстве частных садов - обучение иностранным языкам, порой трем сразу, хореографии, вокалу и театральному искусству, а также экзотические довески, которые помогают выделиться на рынке.
Первые частные детсады появились в Украине еще в середине 1990-х как альтернатива унаследованной от СССР казенной системе. Сегодня их более 500, и почти сотня из них предлагают индивидуальный подход к ребенку и обещают воспитать его свободной личностью.
Нынешний запрос на педагогическую экзотику, по мнению экспертов, продиктован двояким желанием родителей вылепить из чада незаурядную личность и подчеркнуть собственный статус.
Однако зачастую нетрадиционная педагогика мешает последующей адаптации детей в реальной жизни, предостерегает Наталия Левенец, доцент Института развития ребенка Национального педуниверситета им. Михаила Драгоманова. Вместе с тем эксперт высоко оценивает свободную атмосферу, в которой воспитываются подопечные таких учреждений.
“Чем больше у ребенка свободы в познании мира, чем меньше его будут контролировать, тем лучше этот процесс будет происходить”, - уверена Левенец.
Выбор оружия
Когда Корреспондент заглянул на урок в детсад Малыш-Китай, там царила совсем не учебная обстановка: не желая усесться за столы, дети бегали, прыгали и баловались. Воспитатель сумел хоть как-то организовать их, предложив поводить хоровод. При этом малыши не услышали в свой адрес ни слова упрека.
“Мы относимся к детям как к равным”, - объясняет такой стиль воспитания Андрей Коршак, основатель сада Малыш-Китай. Он убежден, что ребенок до шести лет должен жить в идеальном мире, где его любят и уважают, а также в непринужденной, почти домашней обстановке, когда не ходят строем. В такой среде малыш лучше развивается и раскрывает свои таланты.
Ребенок до шести лет должен жить в идеальном мире, где его любят и уважают, а также в непринужденной, почти домашней обстановке, когда не ходят строем.
23-летняя Ли Тьен Юэн и 22-летний У Вей Хао, студенты-третьекурсники Университета Драгоманова, преподающие здесь китайский, не сразу привыкли к таким порядкам. На их родине, как и в большинстве государственных детсадов Украины, все наоборот - познание детьми мира строго регламентировано.
В ведическом саду личность ребенка также стоит во главе угла. Здесь детей развивают согласно аюрведе и йоге - в соответствии с физическим и духовным типом каждого, заложенным не только его рождением, но и, следуя теории реинкарнации, опытом предыдущих жизней.
Склонности ребенка тоже определяют по методу древних - раскладывают на равном расстоянии книгу, оружие, деньги с зерном и инструмент и дают возможность выбрать что-то одно. В зависимости от результата малышу предлагают вид занятий. Так, если воспитанник выбирает оружие, его будут обучать боевым искусствам, а если деньги и зерно - будущему коммерсанту подойдут экономические игры.
Общая черта таких инкубаторов для развития личности - максимально свободная обстановка и индивидуальный подход. К примеру, в вегетарианском саду дневной сон необязателен.
Питание в этом учреждении - статья особая. “Наш выбор - это свежие сезонные фрукты, овощи, орехи”, - говорит его директор Дарья Себастьянович. Меню маленьких вегетарианцев разнообразят фруктовые коктейли, хлебцы, козинаки и крекеры из пророщенных семян льна, кунжута и гречки.
Общая черта таких инкубаторов для развития личности - максимально свободная обстановка и индивидуальный подход
Детсад с подобным меню вполне устроил бы киевлянку Марину Коваленко, как раз подыскивающую подходящее дошкольное заведение для своего пятилетнего сына.
"Я знаю, что моему ребенку из-за аллергии на молочные продукты очень сложно существовать в рамках государственного детсада, - объясняет она, - поэтому я рассчитываю на особый климат внутри и заботу со стороны педагогов в частном".
Впрочем, индивидуальный подход к каждому воспитаннику и акцент на свободном развитии его личности - изобретение в педагогике далеко не новое. В первой половине прошлого века на этих принципах построила свою систему, например, итальянка Мария Монтессори.
Дошкольные заведения, работающие по ее методике, в Украине начали появляться в 1990-х, и сегодня их около полусотни. Они также заметно отличаются от традиционных садиков.
Так, игрушки Монтессори - это причудливые конструкции, например две связанные друг с другом шестерни, вращающиеся с помощью ручки, или кусок “сыра”, сквозь лабиринты отверстий которого продета веревка.
Воспитатели киевского Монтессори-сада ничего не навязывают своим подопечным, объясняет его директор Юрий Ракоци, - каждый выбирает занятие или игрушку по душе. Впрочем, есть и обязательные правила - не мешать другому и убирать за собой.
Клубы по интересам
Несмотря на различия в концепциях, детсады с уклоном объединяет общий принцип - персональный подход к ребенку, начиная с питания и заканчивая подачей учебного материала, на что в государственных дошкольных учреждениях, трещащих по швам из-за перегруженности, рассчитывать не приходится.
К тому же в крупных украинских городах в среднем на 100 детсадовских мест претендуют 130 малышей. Еще выше конкурс в традиционно многодетной Западной Украине.
В крупных украинских городах в среднем на 100 детсадовских мест претендуют 130 малышей
Государственные детсады отличаются также не слишком дружелюбной атмосферой. Дети Коршака, по его словам, ходили туда, “как на заклание”. Насмешки и унижения со стороны сверстников и воспитателей сформировали в его сыне множество комплексов, а дочь заставляли прятаться под кроватью и в шкафчике для одежды.
Чтобы “не воспитать в детях маленьких зверьков”, супруги забрали их домой, и затем появился Малыш-Китай - один из 500 отечественных детсадов, своеобразных клубов по интересам, принципы работы которых нередко не совпадают с общепринятыми.
К примеру, вальдорфская педагогика, с одной стороны, предполагает огромное уважение к личности маленького человека, доверительные отношения со взрослыми, а с другой - категорически не рекомендует преждевременно развивать интеллект ребенка, обучая дошкольников чтению, письму, математике.
А система Монтессори выступает против того, чтобы знакомить малыша до шести лет с мультфильмами и сказками. Дескать, пока у него нет простейшего жизненного опыта, его рано приобщать к вымышленному миру: позже это помешает ему адекватно воспринимать реальность.
Вот пошел он в Монтессори-садик - тяжело потом найти Монтессори-школу, а потом еще и Монтессори-общество
Однако родителям, которые чересчур увлекаются модными педагогическими веяниями, эксперты напоминают, что многим детям, вышедшим из таких учреждений, будет непросто адаптироваться в реалиях обычной школы.
Кроме того, Левенец считает, что система воспитания в традиционных садах ближе к тому социуму, в котором ребенку предстоит жить. “Вот пошел он в Монтессори-садик - тяжело потом найти Монтессори-школу, а потом еще и Монтессори-общество”, - иронизирует эксперт.
Вместе с тем Левенец считает, что такие заведения - находка для необычных и одаренных детей, ведь в казенных садах им никто не обеспечит индивидуальный подход. Другое дело, что “уникальными” своих детей хотят видеть многие, рассуждают эксперты, поэтому и спрос на воспитание "не как у всех" растет.
"Меняется общество, меняются поколения, меняются запросы, - заключает Левенец. - Человек так устроен, что всегда ищет новые формы, пытается их оптимизировать, посмотреть на систему воспитания под другим углом".
e-news.com.ua